Читаем Библию: Эффект кролика

Читаем Библию: Эффект кролика

3 Царств 12-14

«...и сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним, и сказал: «вороти его к себе в дом; пусть поест он хлеба и напьется воды» — Он солгал ему. И тот воротился с ним, и поел хлеба в его доме, и напился воды» (3 Цар.13:18,19)

Удивительная история! Молодой пророк смело идет к царю Иеровоалу, чтобы сказать ему Божье Слово. Тому царю, которого совсем недавно возвели на трон людской толпой под бурные аплодисменты. Человеку, чьи уникальные способности отметил ещё мудрый Соломон. Тем не менее, молодой безымянный пророк не дрогнул ни когда впервые произносил Божье решение над Иеровоалом и царским двором, ни когда царь, смиренный Божьим знамением, позвал его к себе во дворец, желая этим почтить Божьего вестника.

«...но человек Божий сказал царю: хотя бы ты давал мне полдома твоего, я не пойду с тобою и не буду есть хлеба и не буду пить воды в этом месте, ибо так заповедано мне словом Господним: «не ешь там хлеба и не пей воды и не возвращайся тою дорогою, которою ты шел» (3 Цар.13:8,9)

Божье Слово оказалось выше страха перед царем также, как и выше человеческого честолюбия: Божий пророк отвергал все предложенное. И если бы он вернулся к себе домой, исполнив до конца Божье повеление, мы могли бы считать его одним из великих пророков Божьих. Кто знает, возможно уже он, а не Илия, продолжил бы свое служение в северном Царстве.

Что-то пошло не так

«В Вефиле жил один старый пророк… И поехал за человеком Божиим, и нашел его сидящего под дубом, и сказал ему: ты ли человек Божий, пришедший из Иудеи? И сказал тот: я. И сказал ему: зайди ко мне в дом и поешь хлеба» (3 Цар.13:11,14,15)

Видимо, «старый» —  это указание не только на возраст, но и на то, что его служение этого пророка было уже в прошлом. Он не обличал царя Иеровоала за его идолопоклонство, обзавелся семьей и в мире доживал свой век. Что же заставило его броситься в погоню за Божьим человеком? Само Писание умалчивает об этом, и мы можем лишь предполагать несколько причин.

Возможно, он точно понимал, что Бог действует через этого человека и хотел понять, почему же Бог уже не действует через него? В чем секрет силы в служении молодого пророка? А, может, он хотел показать всем (и прежде всего себе), что тот пророк ничем не лучше его самого и поэтому решил его дискредитировать? Или старый пророк мог подумать, что пришедший пророк — посланник южного царства и решил проверить, не выполняет ли тот заказ южан?

Причины, по которым бывший пророк пошел на сознательный обман, могли быть разными. Но меня больше взволновало то, почему Божий человек так легко поддался на уговоры старого пророка. Почему он променял ясное Божье Слово на слова, сказанные человеком?

Первая причина: почтенный возраст

«...Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь»  (Лев.19:32)

«…В старцах — мудрость, и в долголетних — разум» (Иов.12:12)

Старость в Израиле почиталась. Считалось, что пожилые люди — это опытные мудрецы, которых нужно слушать. Молодой служитель, имея должный почет, испытывал некоторую предрасположенность к старому пророку и, услышав его слова, решил последовал за ним.

Нам важно иметь уважение к пожилым людям и опытным служителям, которые прошли через многие испытания, оставаясь верными Богу. Важно слушать и прислушиваться к их советам. Большое благословение, когда жизнь пожилого человека исполнена познанием Писания, а, значит, полна мудрости и благодати Божьей. Такие старцы на вес золота. Они являются тем живым примером веры, которую нужно перенимать.

К сожалению, бывает и другая старость, в которой обостряются все изъяны человеческой души. Когда многие неверные реакции на раздражители, греховные компромиссы, упование на человеческую мудрость, отсутствие уважения к иному мнению и другие проявления человеческого несовершенного естества, «забронзовев», становятся большой проблемой для молодого поколения.

Наша реакция как на одних, так и на других, должна быть уважительной, но при этом, нам важно помнить слова Апостола Павла, который также встречал в своем служении противление от более авторитетных и старших людей:

«...У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10)

Фундаментом наших решений должно быть желание исполнять Божью волю, которую мы узнаем из глубокого изучения Его Слова.

Вторая причина: особое откровение 

«...и сказал он ему: и я пророк такой же, как ты, и Ангел говорил мне словом Господним» (3 Цар.13:18)

Да, молодой служитель имел Слово Божье, но у пожилого было «особое послание» от ангела. В те времена ангелы не часто общались с людьми, и тот, кто повстречался с ним, несомненно выглядел, как человек особый. Молодой пророк имел лишь Божье Слово против опыта, мудрости и, в конце концов, особых отношений с Богом старого пророка. Ведь Господь даже посылал тому ангелов! И молодой пророк дрогнул. Сработал «эффект кролика» перед удавом.

Сегодня через интернет или в личных беседах мы часто слышим, как Бог общается с кем-то через особые средства: сны, видения, ангелов и т.д. Невольно мы можем испытать этот «эффект кролика» на себе. Ведь что есть у нас, у баптистов? Всего лишь Божье Слово?

Достаточность Писания

Божий Человек пошел за особым откровением от ангела и оно стало для него ловушкой: его служение на этом закончилось. Важно помнить, что мы имеем Божье Слово, которое вседостаточно для нашей полноценной христианской жизни. Петр вдохновляет нас:

«…И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:19)

Павел свидетельствует, что Писания для Божьих людей достаточно:

«…Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3:16, 17)

И как здесь не вспомнить слова, сказанные Мартином Лютером:

«Я заключил с Богом завет, чтобы не посылал мне ни видений, ни снов, ни даже ангелов. Я полностью доволен даром Священного Писания, которое дает мне обильные наставления и все, что мне нужно знать как о нынешней жизни, так и о грядущей».

Один из принципов Реформации — «Только Писание» — должен вновь быть написан в наших сердцах, чтобы защитить нашу жизнь, наше служение, наши семьи от «эффекта кролика». Только сердце, укорененное в послушании Слову Божьему, будет способно  противостоять пагубному воздействию этого мира, сатаны, плоти... и «старых пророков».


На прошлой неделе Дж. Пакер (1926-2020) ушел домой, к своему Спасителю, Которого любил. Он был одним из главных богословов современности и автором многих книг, которые побудили несколько поколений христиан к большей любви к Богу.

Церковный завет – это не новое явление для русских баптистских церквей. Сто лет назад русские баптисты знали о нём. Насколько мне известно, после этого воззвания часть церквей последовали совету и внедрили подобный церковный завет в своей общине.

Как относиться к поправкам в Конституцию?

26.06.2020 / Евгений Бахмутский

Голосовать или не голосовать? За или против? Евгений Бахмутский не просто высказывает свое личное мнение, но предлагает ясные библейские принципы, которые помогли бы разобраться моим братьям и сестрам в различных жизненных вопросах и принять разумные решения в соответствии с Писанием и их совестью.