Числа 16-17
В жизни каждого из нас есть те, кто, должны принимать и признавать наш авторитет, но по какой-то причине этого не делают. Варианты могут быть самыми разнообразными:
-
Мы — клиенты, а клиент всегда прав.
-
Мы — родители, а дети должны нас слушаться.
-
Мы — мужья, а в Библии Бог призывает жен слушаться нас, как Господа.
-
Мы — пасторы, а младшие должны повиноваться старшим.
-
Мы — директора/начальники отдела/руководители, а слово начальника — закон для подчиненного.
-
Мы — лидеры служения/малой группы.
Продолжать можно и дальше, но в одной из групп мы, скорее всего, увидим себя. А раз так, то готовьтесь, однажды внутри вы услышите голос, который смело скажет (или пробубнит), что вашу власть не особо-то уважают. Что же нам делать с противниками? Как реагировать на “бунт на корабле”?
Борьба с бунтом “по-мирски”
Можно спустить все “на тормозах”, но это — не решение вопроса и однажды возмущение нашей властью вернется к нам, как морской прилив, но уже с гораздо большей силой.
Можно в зародыше подавить всякий бунт и установить беспрекословное подчинение. Вот только если это подчинение основано лишь на страхе перед “санкциями”, то и оно будет иметь очень ограниченный эффект.
Когда-нибудь наш ребенок помашет нам ручкой, работник перейдет в другую фирму, член общины уйдет в другую Церковь. А мы со своим “авторитетом” сможем насладиться безраздельной властью над пустотой. Или над теми, у кого не хватило духа уйти. Хотя и они в своем сердце будут находиться от нас за многие тысячи километров, не разделяя не только наши методы, но и наши ценности и веру.
Так мы опять возвращаемся к вопросу: как же нам поступать с бунтарями? Книга Чисел 16-17 рассказывает о бунте последователей Корея против Моисея и Аарона и на ее примере я бы хотел рассмотреть общие принципы, которые будут в большей или меньшей степени работать в каждой сфере нашей жизни.
Три библейских принципа разрешения “бунта на корабле”
1. Исследуйте ситуацию. Расспросите у недовольных, в чем суть их бунта?
Услышав претензии от сынов Кореевых, Моисей исследовал ситуацию. Прежде всего он расспросил их о причине недовольства.
Когда же в ранней церкви случилось первое недовольство среди Еллинистов, Апостолы вникли в ситуацию, увидели обоснованность претензий и разрешили конфликт. В результате мудрого решения “слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере”. (Деян.6:7)
Нам не стоит сразу же включать «административный ресурс» на всякое противление. Мы — не идеальные руководители, чтобы не допускать мысль о том, что что-то можно улучшить. Поэтому первой реакцией должна быть проверка обоснованности высказанных недовольств. Но это еще не все. Вот, что сделали Моисей и Аарон дальше, после того, как не нашли за собой вины: они пошли в присутствие Бога, чтобы проверить своё сердце.
“Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них”. (Чис.16:15)
2. Поразмышляйте в Божьем присутствии о том, что сейчас происходит в вашем сердце.
Прежде, чем дальше решать вопрос бунта, нам нужно перед лицом Бога подумать о нескольких факторах нашей жизни.
2.1. Подумайте: возможно эти люди, являются Божьими инструментами для вашего воспитания.
У Апостола Павла был “ангел сатаны”, который его постоянно удручал (с греч. “бить кулаком”, “давать пощёчину”, “мучать”). И причина, по которой Бог допустил этого человека, была открыта Павлу — чтобы тот не превозносился. Превозношение опасно, и Бог, зная эту опасность, посылает нам тех, кто может смирять нас.
На протяжении всего моего христианского пути Бог, богатый милостью ко мне, направлял в мою жизнь людей, которых мне было очень непросто принять. Самым большим желанием было удалить их из своей жизни, не замечать или игнорировать их. Но вот, что интересно: именно такие люди давали мне намного больше для моего духовного роста, чем мои друзья.
2.2. Подумайте, не указывает ли Бог через эту ситуацию, на какую-то проблему в вашей жизни.
Иногда мы воспринимаем наших противников, как сатану, который восстал на святого Христа. Нашей “ангельской сущности” кто-то посмел нанести ущерб, назвав нас лицемером, гордецом, лентяем, глупцом, дилетантом, занудой, растяпой или истериком. Хорошо, если кем-то одним из этого списка, а не всем вместе! Почувствовав себя поверженным ангелом, мы кидаемся отстаивать свою честь и достоинство. Но разве мы не знаем за собой того, чего не знают даже наши противники?
Встретившись с противником, полезно начать исследовать свое сердце. Что же нас так возмутило? Что воспламенило наши чувства? Насколько мы отличаемся от тех, кто противится нам? Есть ли какой-то грех, который мы видим в наших противниках, на который мы неспособны?
“Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?”. (1-е Послание к Коринфянам, 4:7)
Размышление о Божьей благодати в вашей собственной жизни должно уничтожить всякую надменность, которую вы можете испытывать по отношению к другим.
2.3. Подумайте, как проявить любовь к своим противникам, чтобы явить характер Христа.
Не об этом ли говорил Христос?
“Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?” (Матф.5:43-46)
Любовь Бога к Его врагам проявляется в том, что Он продолжает одаривать их Своей благодатью. Полюбить противников вовсе не значит испытывать к ним чувства уважения и сентиментальной благорасположенности. Но, подражая нашему Творцу, творить добро. Не только тем, кто нам мил, но и тем, кто является для нас «костью в горле». Начиная молитвы за противников, мы часто видим, как напряжение спадает, ситуация меняется, сердце смягчается.
2.4. Подумайте, как прославить Бога в этой ситуации.
Когда мы, полные гордости, поднимаемся на защиту нашей чести, мы поступаем так, словно она важнее славы Божьей. Христос — вот, кто не заслуживал ни критики, ни оппозиции, ни обвинений. Но, испытав все это, Он не угрожал, не мстил за себя, а в смирении совершал Свой труд, чтобы в конце жизни сказать: “Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить”. (Иоан.17:4)
Бог будет прославлен тогда, когда мы найдем у Него мудрость и силы, чтобы верно реагировать на все обстоятельства нашей жизни, которые эмоционально и физически нас тяготят. Тогда, когда мы будем подходить к решению проблем, созданных нам нашими противниками, с Его помощью и мудростью.
3. Используйте Божьи методы для разрешения конфликта.
После того, как мы прояснили ситуацию, имели общение с Богом и убедились, что наши помыслы и дела не были греховными, а люди, которые восстают против нас, делают это по нечестивым причинам, мы можем смело действовать в рамках Божьих установлений.
В ситуации с сынами Кореевыми Бог решил наказать их достаточно кардинальным способом. Надеюсь, что нашим противникам будут нужны менее действенные методы, а мы в очередной раз прославим Бога за ту мудрость, с которой Он помог нам разрешить конфликт.