Единство церкви и духовная зрелость

Единство церкви и духовная зрелость

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас. Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

Ефесянам 4:1-16

Текст Писания из четвёртой главы послания к Ефесянам весьма актуален для Церкви Христовой всегда, и для поместной церкви РБЦ сейчас особенно. На последнем членском собрании лета мы увидели, насколько важно хранить духовное единство церкви, преодолевая как сатанинские выпады, так и наши человеческие амбиции и незрелости.

Вопрос сохранения единства в общине весьма важен. Он был важен и в первом веке, на заре христианства. Апостол Павел в своем послании к Ефесянам, в первых трех главах, разъясняет доктрины Евангелия, а затем в оставшихся трех главах показывает их практическое применение. И начинает он первую из этих "практических" глав, четвертую, с вопроса единства в церкви. Иными словами: моя вера во Христа, мое послушание Христу, мое подлинное христианство начнется с того, что я буду хранить духовное единство церкви.

В мире, в котором господствует эгоцентризм и самость, самолюбие и гордыня, человеко-центризм и страсти, непокорность и тщеславие, библейское единство является чем-то чуждым, непонятным, и откровенно говоря, неестественным, потому что оно основано на благодати Божьей — незаслуженным даре, и поэтому поддерживается смирением и служением другим. Посмотрите, как Павел начинает развивать свою мысль.


Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. (Ст. 1-2)

Стих 1: у нас есть высокое звание, мы — Божьи люди, христиане. Стих 2: поэтому мы можем и призваны поступать достойным образом в отношении друг друга, что будет выражаться в смиренномудрии, кротости, долготерпении, снисхождении. И это вполне понятно:

  • мы подражаем нашему Спасителю

  • мы сознаем Свою высокую ответственность — являть совершенства призвавшего нас в Своей чудный свет (1 Пет. 2:9)

  • мы понимаем свою греховность

  • мы знаем, что сами спасены благодатью... и далее.

Если бы все христиане ходили в послушании Духа, то, во-первых, наше учение, а затем и наши взаимоотношения были бы очищены и приведены в состояние единства. То духовное единство, которое уже существует, получило бы практическое проявление в форме полной гармонии в среде Божьего народа.

Посмотрите, единство церкви основано на Единстве Бога, на Его личности. Внутри Троицы нет никакого разделения или конфликта. Человеческое же единство обычно построено вокруг амбиций или желаний, ненависти или вражды. Человеческое единство всегда за себя и ради себя, что часто выражается в противлении или вражде против других и даже против Бога. Божие единство — ради Бога во благо людям. Божье единство всегда будет направлять нас ко Христу и Его славе, человеческое — прилепится к чему-то человеческому: идее, желанию, вражде, гордыне или чему-либо подобному.

Единство церкви принципиально важно, потому что это отражение Евангелия, Личности Божьей. Это вопрос Евангелия. Мир смотрит на нас. И наше видимое единство есть инструмент благовестия! На кону стоит продвижение Евангелия в нашем городе! На кону стоит слава Божья! То, что люди увидят в нас и через нас — то они начнут усваивать о Евангелии и о Боге! Если мы будет находиться в склоках, конфликтах, "разборках", то неверующие люди не увидят Бога и Его славы! Мы призваны к единству, чтобы являть нашего Бога.

А затем Апостол добавляет:

Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова (Ст. 7)

И это — очень смиряющий и вдохновляющий стих.

Смиряющий, потому что он показывает, что все наши дары и способности, которые Господь нам вручил — не от нас, не по причине нас, но они все являются подарком от Бога. И если мы это пониманием, то мы не будет требовать их реализации, — а лишь смиренно служить, сознавая, что не по своим заслугам они у меня, и не по моим желаниям они пришли ко мне. А раз это так, то Суверенный Бог знает как и когда их реализовать. Этот стих убивает нашу гордыню. Нам нечем хвалиться, только Христом, Который вручил нам Дары! Его дары! Дары ради Его славы! 

Вдохновляющий, потому что Бог облагодетельствовал меня незаслуженно. Меня, недостойного грешника, самохвала, гордеца, бунтаря. Но Он не только нашел, простил, принял, но еще и сделал Своим соработником, наделив соответствующими дарами. Мы все разные, но мы все нужны друг другу для созидания и укрепления друг друга в вере! 

Затем Павел показывает, как это духовное единство реализуется в практике жизни и служения церкви:

Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Ст. 8-13)

Господь дал дары. Сам, суверенным образом, кому как Сам пожелал. Нам нечем хвалиться, нам не нужно сравнивать себя или обижаться, но только благодарить Его. И эта благодарность будет выражаться в том, что мы будем служить друг другу. В церкви Христовой не может быть прихожан. Христос наделил каждого дарами для служения. Мы призваны созидать, а не разрушать.

И эти дары даны для важной миссии.


Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; (Ст. 13)

Мы призваны стать зрелыми людьми! Мы не сможем испытать благословений единства, если мы не станем зрелыми духовно. Отсутствие духовной зрелости приведет к отсутствию единства в церкви, а духовная зрелость измеряется тем, насколько я похож на Христа. Иисус — наш образец и стандарт для возрастания, для достижения зрелости.

Далее Павел показывает, что такое незрелость:

Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Ст. 14)

Дети являются естественным и понятным примером незрелости. Духовная незрелость — это духовное младенчество. Если мы не возрастаем в духовной зрелости, то мы легко будет скатываться на псевдо-духовность или аморальную жизнь. И вот что здесь для нас, дорогие братья и сестры, принципиально важно. Если духовная зрелость ведет к единству, то духовная незрелость ведет к конфронтации и разрушению единства, к разладу, разногласию, разобщённости.

Поэтому у нас как у общины есть цель — слава Божья, которая будет открываться и в нашем видимом единстве.

В чем проявляется незрелость детей:

  1. Дети весьма индивидуалистичны.

    Они думают о себе, прежде всего. Слова «мое», «мне», «для меня» весьма популярны.

    Спросите сами себя сейчас — какова Ваша жизнь? На кого она направлена сегодня — на Вас, Вашу семью, или на кого-то еще? Ответьте честно. И если вы увидите, что Ваша жизнь только про Вас и для Вас, если Вы не замечаете нужд или боли других, если Вы готовы использовать других ради Себя любимого, то покайтесь прямо сейчас! Если Вы продолжаете сравнивать себя с другими и ропщете в своем сердце, что у вас нет того или другого — то покайтесь прямо сейчас в своей неблагодарности Богу и недоверии Ему, ропоте на Него, зависти другим. Зрелый человек преодолевает детский индивидуализм и начинает рассуждать обо всем не через призму себя (или даже своей семьи: мы нередко скрываем свою незрелость и эгоизм за якобы заботой о своей семье) и своих желаний, а через призму служения и нужд других. Зрелый человек радуется дарам других, и служит вместе с ними.

  2. Дети весьма непостоянны и нестабильны.

    Дети ведомы своими эмоциями и желаниями. Их настроение и желания могут меняться чуть ли не каждую минуту. Они не всегда говорят правду. Они могут отказаться от того, чтобы доесть все со своей тарелки, объяснив это тем, что они уже наелись. Но причина может быть в том, что им просто не нравится эта еда. Хотя сама еда очень хорошая и им необходимая.

    Что говорят о вас те, кто с вами рядом? Видят ли они человека постоянного, стабильного в словах, поступках, реакциях, делах? Управляете ли вы своим эмоциями и желаниями или они управляют вами? Говорите ли вы ложь легко? Являетесь ли вы человеком слова?

  3. Дети наивны и несведущи.

    Мы наставляем наших детей, чтобы они не брали у незнакомых людей конфеты. Но даже и у знакомых можно только после разрешения родителей. Потому что они многого не понимают, и не знают. Их легко обмануть. Они доверчивы и наивны. Им не хватает опыта. Детей легко уловить в какие-либо лукавые сети. Они доверчивы и верят неправде легко.

    Зрелый же человек может отличать ложь от правды, не спешит верить всем словам, но тщательно их проверяет. И самое главное — укоренен в Евангелии, и никакое еретическое учение или заблуждение не повергнет его в смущение или сомнение. Зрелый христианин знает, что «диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Помните, лжеучители всегда пытаются прилепить к себе, а не ко Христу!

  4. Дети не вполне сознают последствия своих действий и слов.

    Здесь я рекомендую еще раз послушать мою проповедь о нашей речи. Зрелые люди созидают своими словами, а не разрушают. Славят Бога, а не себя.

Друзья, как только наш духовный взор отходит от креста Христа, то мы начинаем смотреть на других и себя. Кто-то начинает впадать в депрессивное состояние, кто-то в осуждающее, завистливое, бунтарское, пассивное. Как только мы прекращаем расти во Христа, расти в зрелости, то мы начинаем негативным образом влиять на единство церкви. И это вопрос не наших взаимоотношений или комфорта, это вопрос успеха и продвижения Евангелия, славы Божьей.

Перед каждым хлебопреломлением мы призываем всех серьезно просматривать свое сердце: не поселилось ли там что-то недоброе, что-то греховное, что-то эгоистичное. Какую бы обертку оно ни выбрало, — псевдо-духовную или откровенно аморальную, — все это влияет на единство и созидание церкви. Нам всем нужно бодрствовать, чтобы не позволить лукавому каким-либо образом повредить делу Божью в нас и через нас.

Нам всем нужно двигаться к зрелости во Христе. Как и пишет дальше Апостол Павел:

Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Ст. 15-16)

Наше призвание — расти во Христе, говорить истину в любви, служить другим своими дарованиями, быть смиренными и созидать церковь, — и все это делать ради славы Божьей! Чем больше будет зрелых христиан в нашей общине, тем больше видимого единства мы будем наблюдать в нашем собрании, тем больше славы получит наш Господь и Спаситель!

Так будем же расти в духовной зрелости!

Евгений Бахмутский

Доктор прикладного богословия, основатель и пастор Русской Библейской Церкви в городе Москва. Автор книги Faithbook, радиоведущий. Вместе с женой Таней воспитывает троих детей.

Контакты: