Семья по Евангелию

Брак приносит в нашу жизнь самые непростые отношения, которые когда-либо были у нас. Да, он подарит нам свои радости и удовольствия, но он точно непростой. Брак – это самые сложные и в то же самое время наиболее удовлетворяющие человеческие отношения, которые у вас когда-либо будут.

Это подтверждает даже обычная статистика.

Главной ценностью россиян всех возрастов является семья (96-98%). Но вот идеалом семейной жизни свой брак считают чуть более половины опрошенных россиян (51%). И хотя семья и является главной ценностью, к сожалению, по данным демографического ежегодника ООН, Россия – первая среди стран с самым большим числом разводов. Далее Белоруссия, Украина, Молдова. На 5-м месте в мире – Каймановы  острова. На 6-м – США. Вдумайтесь только в цифры – у нас 829 разводов на 1000 браков. Больше половины браков распадаются.

Суть проблемы

Творец не случайно сотворил нас мужчинами и женщинами. Он дал нам одну человеческую сущность, но она преломляется по-разному в мужчине и в женщине. Бог создал нас по образу и подобию Своему, чтобы мы могли отразить Его совершенные отношения внутри Святой Троицы через наши семейные взаимоотношения. Создатель задумал, чтобы каждый из нас мог стать радостью и благословением для другого.

Но, по причине грехопадения Адама и Евы, отношения между мужчиной и женщиной стали источником конфликтов и напряженностей. Поэтому не стоит наивно думать о браке как о безопасной гавани, защищающей от последствий грехопадения наших прародителей... Самая серьезная борьба в нашей жизни будет происходить именно в семье, так как все наши земные отношения затронуты грехом как внутри нас, так и снаружи. Мы грешники и живем не в святом мире. Все, что мы делаем, все, к чему притрагиваемся, повреждено грехом. Когда грех через Адама вошел в этот мир, то он разрушил потенциал всех браков. Поэтому наши отношения с кем-либо и тем более отношения в нашем браке не такие, как бы нам хотелось. Когда два грешника сближаются так близко, обязательно возникнет греховная напряженность.

Сами по себе мы не в состоянии построить успешный брак. Сносный – да, терпимый – да, моментами приятный – да, но по-настоящему счастливый – нет. И все потому, что наша греховная человеческая природа – эгоистичная и самолюбивая, вспыльчивая и капризная, доминирующая и манипулятивная, не позволит нам этого достичь. И мы не в состоянии это исправить самостоятельно, какие бы усилия мы к этому ни прилагали. И наша проблема не в поведении или непросвещенности, не в обстоятельствах и не в других людях, наша проблема – в нашем сердце, в нашей испорченной грехом человеческой природе. Наша греховная природа не только ведет нас к плохим поступкам, но и разделяет нас со Святым Богом и Его благодатью, которая могла бы нам помочь.

Три ответа

Апостол Павел в Ефесянам 5 показывает, как Божия сила и благодать меняют наши отношения в браке, чтобы он становился таким, каким его изначально задумал наш Создатель.

Подчиняйтесь друг другу из страха перед Христом. Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу. Ведь муж – глава своей жене, как и Христос – Глава и Спаситель Церкви – Своего тела. И как Церковь подчиняется Христу, так и жены должны во всем подчиняться своим мужьям.

А вы, мужья, любите ваших жен так, как Христос полюбил Свою Церковь. Он Самого Себя отдал за нее, чтобы сделать ее святой, очистив ее водным омовением через слово, чтобы Ему поставить ее перед Собой как славную Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-то подобного, чтобы она была святой и непорочной. Точно так и мужья должны любить своих жен, любить, как свое собственное тело.

Тот, кто любит свою жену, любит самого себя. Ведь нет такого человека, кто бы ненавидел свое тело, но каждый питает свое тело и заботится о нем. Так и Христос заботится о Церкви, потому что мы – члены Его тела.

«Поэтому оставит человек отца и мать и соединится со своей женой, и двое станут одной плотью». В этих словах скрыта великая истина, и я говорю вам, что они относятся к взаимоотношениям Христа и Церкви. А что касается вас, пусть каждый муж любит свою жену, как самого себя, и жена пусть почитает своего мужа.

(Послание к Ефесянам 5:21-33, НРП)

Ответ первый: оставьте соперничество

Когда Апостол Павел писал эти слова, то отношение в античном обществе к женщинам было весьма печальным, если не сказать даже больше – ужасным. Женщины воспринимались как низшие существа, и им была предоставлена очень небольшая свобода. Они не могли выступать в качестве свидетелей в суде, не могли усыновлять детей или заключать бизнес-контракты, а также не могли владеть имуществом или наследовать. Философ Аристотель и историк Иосиф Флавий говорили, что женщины во всех отношениях уступают мужчинам. Их считали менее умными, менее нравственными, источником греха и постоянных искушений.

Именно поэтому слова апостола Павла звучат так революционно. Он вводит женщин в формирование брачного завета как равноправных участников. Они не просто дополнительный, вынужденный элемент. Они не те, кто должны дать законное потомство, создать домашний уют и комфорт мужу, удовлетворить его сексуальные желания. Оба, муж и жена призваны послужить друг другу. Она – участница, со своими правами и ответственностями, как и он.

“Подчиняйтесь друг другу из страха перед Христом. Вы, жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу” (стихи 21-22). Сперва Павел говорит: и муж, и жена - все подчинены Богу, и поэтому должны прислушиваться друг к другу. Затем он подчеркивает религиозную свободу жены, ее свободу совести. Она имеет личные отношения с Богом. Не через мужа и не так, как муж сказал, а это ее личный выбор! Ниже, в этом отрывке, отмечается их равенство в сексуальных отношениях.

Вообще, слова о повиновении жены мужу в 22-ом стихе были по-настоящему шокирующими. Павел подчеркивает их равенство как человеческих существ! Только равный может свободно повиноваться. Апостол показывает ее добровольный и ответственный выбор. Он отмечает ее святую привилегию быть послушной мужу по причине ее покорности Богу, а не из-за страха или обязанности перед мужчиной или обществом.

Причем, если мы посмотрим еще раз на весь этот текст, то увидим, что Апостол говорит о послушании жены в контексте широких ответственностей мужа. В те времена брачные договоры были переполнены обязанностями жен, но совсем малым упоминанием обязанностей мужей. Здесь же совсем наоборот. Муж призван любить и служить своей жене, чтобы вполне законно и естественно ожидать от нее послушания и почтения.

Но обратите внимание: Павел не идет туда, куда уводит нас современный феминизм. Он не ставит женщину выше мужчины, но наравне в их достоинстве и ценности. Он не уничтожает различие их ролей и ответственностей, не искажает понятие равенства. Апостол показывает их как одну команду, где каждый дополняет друг друга, чтобы сформировалась гармония и красота человеческих отношений в семье. У каждого своя роль, у каждого свои преимущества, каждый приносит свои особенности в эти брачные отношения равных.

Ответ второй: служите жертвенно

Несмотря на равенство и свободу мужа и жены в браке, их роли различны: “жены, подчиняйтесь вашим мужьям, как Господу… а вы, мужья, любите ваших жен так, как Христос полюбил Свою Церковь” (ст. 22-28). Причина, по которой Апостол отмечает различие ролей мужчины и женщины в браке заключается в том, что наша греховная природа преломляется по особенному в мужчине и в женщине.

Когда Павел говорит о важности повиновения женщины в браке, то он подчеркивает ее склонность к независимости и манипулированию. Поэтому он показывает, что наличие власти мужа над ней поможет ей в этой борьбе, чтобы она насладилась полнотой радости и счастья жизни, чтобы она могла почитать Бога и стать благословением для своего окружения.

Когда Павел обращается к мужчине и говорит о важности жертвенной любви – агапэ по отношению к жене, то он указывает на его проблемы – склонность к пассивности и агрессии. Ему важно умирать для себя, чтобы быть мудрым и любящим руководителем, созидающим дом мира и любви, теплоты и заботы, где бы его жена и дети процветали и развивались!

Эти божественные повеления – повиноваться для жены и любить для мужа – служат важной помощью на пути их личного преображения и созидания счастливого брака. Такой замысел для мужчины и женщины в браке дан не для того, чтобы один уничижал или подавлял, или манипулировал другим, но чтобы каждый наилучшим образом послужил другому, сознавая свою ограниченность и нужду в Божьей благодати.

В этом есть особая красота брака. Брак постоянно помогает мне избегать искушения поставить себя в центр Вселенной. Он выводит меня с мелководья моего эго на глубину настоящих взаимоотношений. Он напоминает мне, что я найду себя, когда потеряю себя ради другого. Брак помогает преодолевать мой эгоцентризм и призывает меня стремиться к чему-то более глубокому, более богатому, к чему-то несущему большее удовлетворение. Однажды Бог спросит с меня, как я любил мою жену, как я умирал для себя ради нее. Он спросит меня, насколько я служил ей, воспринимая ее равной мне, насколько я показал ей любовь Христа через мою посвященную и жертвенную заботу о ней, как она расцветала и развивалась в наших взаимоотношениях.

Ответ третий: помните о сути брака

“В этих словах скрыта великая истина, и я говорю вам, что они относятся к взаимоотношениям Христа и Церкви” (ст. 32). Наш брак – это не просто отношения между двумя людьми, мужчиной и женщиной. Наш брак – это прекрасное отражение Божьей любви.

Люди воспевают человеческую любовь. Но она ограниченная, недолговечная, хрупкая и не совершенная. Павел же показывает нам, что наши отношения друг с другом в браке – это отражение отношений, которые происходят внутри Вечной и Святой Троицы, это отражение отношений Христа и Его Церкви. Другими словами, брак – это не просто отношения двоих, это отражение Божественной реальности.

Никакие другие отношения не отображают отношение Бога с нами и Его замысел для нас таким прекрасным образом, как это делает брак. Брачные отношения помогают нам лучше понять себя и поддержать друг друга в личном духовном росте. Семья не принесет нам счастья, если она не помогает нам расти в личной святости. Мы обретаем больше счастья и радости, когда растем духовно вместе перед Богом.

Когда мы вступаем в брак, то у нас есть высокая честь и невероятная привилегия отразить удивительные и глубокие отношения, которые Иисус имеет со Своей Церковью. Любовь Христа меняет все, включая наш брак. Семьи призваны к высшей форме отношений – подражанию божественной любви. Сам Бог приглашает вас вступить в священный брак, вступить на Его святую территорию!

Я не знаю никого из нас, кто соответствует тому, что говорится в этом библейском отрывке. Но я знаю, Кто это исполняет совершенно! Это – Господь Иисус Христос. Он совершенно послушен Отцу Небесному и Он совершенно любит Свою Церковь. Он и пример для нас, и своевременная помощь на нашем пути подражания Ему!

Ободритесь

Если у вас есть семья, то, может быть, вы уже попробовали многое – и книги, и семейных консультантов, и психологов, и подруг с друзьями, и наркотики с алкоголем, и новые техники секса – но вы все еще не ощущаете полноты счастья и радости в ваших взаимоотношениях. Обратитесь же к Божьей программе построения семьи – от соперничества к сотрудничеству, от эгоцентризма к служению, от человеческой модели к божественной.

Просыпаясь утром под одной крышей, вы будете посвящать себя высокому божественному призванию – строить самые близкие человеческие отношения на земле. Просыпаясь каждое утро, вы будете готовы прощать своего супруга или супругу, подчиняться и любить, как Христос и Церковь показывают нам это. Просыпаться каждое утро – и искать благодати и помощи от Совершенного Мужа – Христа и у Безукоризненно послушного Сына Божьего, чтобы нам построить семьи, где процветает святость и чистота, радость и счастье, мир и свобода. Это непросто, но это того стоит! Это то, в чем Сам Бог будет нам помогать.

Церковный завет – это не новое явление для русских баптистских церквей. Сто лет назад русские баптисты знали о нём. Насколько мне известно, после этого воззвания часть церквей последовали совету и внедрили подобный церковный завет в своей общине.

Как относиться к поправкам в Конституцию?

26.06.2020 / Евгений Бахмутский

Голосовать или не голосовать? За или против? Евгений Бахмутский не просто высказывает свое личное мнение, но предлагает ясные библейские принципы, которые помогли бы разобраться моим братьям и сестрам в различных жизненных вопросах и принять разумные решения в соответствии с Писанием и их совестью.

В период социальной и экономической турбулентности, усугубленной пандемией, христианам особенно важно черпать истины для практической жизни на базе библейских примеров. В случае с разразившимся финансовым кризисом мы также можем найти несколько релевантных случаев из Библии и рассмотреть их практическое применение в нашей жизни.