Законничество, отвращающее от служения

Законничество, отвращающее от служения

Почему я поднимаю сегодня эту тему? Потому что мне трудно увидеть сегодня в нашем христианском обществе целую армию новых, молодых, горячих пасторов, служителей. Я вижу их, но это не армия. Я вижу, что многих молодых людей в России не привлекает перспектива стать служителем.

А ведь каждый пастор, призванный Богом на пасторство, с первых дней своего служения должен заботиться о преемнике! Братья, мы должны с самого начала воспитывать преемников, молодых служителей. Наше служение должно быть славным, должно быть привлекательным для молодежи.

Почему этого не происходит? Почему сыновья пастора меньше всего хотят связывать жизнь со служением? Что отталкивает молодежь от будущего лидерства среди святых?

Я хочу привести три большие причины, хотя их больше. Сегодня я хочу поговорить о первой - законничество.

Проблема

Законничество – верный признак пастора, потерявшего «первую любовь» к Господу. Вместо вдохновенного лидерства появляется вынужденное лидерство. Служение становится не радостью, а бременем.

При этом все больше возрастает потребность контролировать людей. Не руководить с любовью, а именно контролировать. И обычно пастор прибегает к двум методам:

  • внушение вины
  • внушение страха

Людям раздаются задания – потом с них строго спрашивается. Людям перечисляются правила – потом им выговаривается: «ты виноват», «мы из-за тебя опоздали», «церковь из-за таких, как ты, лишается БЛАГОСЛОВЕНИЙ!».

И наши люди, наша молодежь уже не из любви к Господу и церкви бежит на собрания и разборы, а из страха, из вины передо мной. С виду все ведь стало лучше: сестры в юбках, братья гладко выбриты. Все говорят «приветствую», а не «здравствуйте». Порядок!

На самом деле это не порядок, а умирание. Мы манипулируем людьми с помощью страха или вины. А эти вещи не являются серьезными мотиваторами к изменению сердца. «Виноватость» повлияет еще на поведение человека – но никак не на его душу.

Если кто не подчиняется нашим правилам, мы к такому человеку становимся холодны, молчаливо осуждаем его, особенно если он где-то упал. «В следующий раз постарайся лучше». И отправляем человека прочь. Но, что еще хуже, человек будет изо всех сил притворяться, что живет по нашим правилам, будет прятать свои грехи – и так рождается новый лицемер.

Нам не нравятся неудобные люди. Пастор, потерявший связь со Христом, забыл, что и сам неудобен и несовершенен. Он считает себя эталоном мудрости. И не любит тех, кого не может подогнать под свои рамки. Кто ведет себя громче, чем ему хочется. Или тише. Кто в церкви говорит и делает что-то не по его вкусу.

Какое решение принимает пастор? Разработать свод правил, чтобы все им подчинялись – и требовать, требовать, требовать. Так расцветает законничество – самый сладкий грех пастора.

Результаты законничества

Отторжение, разочарование, апатия, бездеятельность, побег. Люди понимают, что нам никогда не угодить. Наши бремена для них тяжело-носимые. Либо становятся хорошими лицемерами – и кажутся благочестивыми. Либо уходят в тень.

Страх перед человеком, желание получить одобрение от пастора никогда не даст людям удовлетворения и покоя. Более того, он делает так, что люди начинают плохо относиться и к Богу. Им кажется, что и Бога тоже никогда не возможно ублажить, никогда Ему не угодишь.

А все наоборот! Добрая весть в том, что мы во Христе уже угодны Богу. И не надо всеми силами заслуживать Его внимания.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Матф.23:23-28)

Решение проблемы законничества

Смирение пастора

Покайтесь в гордыне, служители. Покайтесь, что стали чувствовать себя незаменимым в церкви, стали сами себе казаться лучше кого-то из наших людей.

Красота Евангелия Христова – в том, что я признаю всем сердцем, что нет во мне доброго. И я ничего не могу Ему предложить, и я сам по себе неправеден до глубины души. Признаю, что я сам ношу маску благочестивого человека, а внутри несчастен, слеп и полон греха.

Любовь пастора

Мы не призваны делать нашу церковь роботами, исполняющими наши приказы. Нам дана новая заповедь: «Любите друг друга! Как Иисус возлюбил нас, так и мы да любим друг друга». И молодежь не может любить нас, если она в рабстве из страха перед нами: что он обо мне подумает.

Любовь, напротив, требует прозрачности перед людьми, долгого терпения, прощения, готовности быть непонятым или пострадавшим.

Дайте людям свободу. Не свободу грешить, а свободу жить во Христе без страха и вины перед вами.

Вопросы для проверки себя

В конце я хочу предложить вам несколько вопросов. Задайте их себе и задумайтесь, а нет ли и в вас законника?

  • Что вас раздражает в людях? 

  • Из-за чего вы быстро гневаетесь? 

  • Есть ли у вас искушение контролировать людей своим гневом на них? Каковы результаты? 

  • Как вы сами реагируете на людей, которые пытаются манипулировать вами, гневаясь на вас? 

  • Смирившись наружно, что вы испытываете внутри?

Владислав Трескин

Бакалавр богословия. Пастор Русской Библейской церкви и руководитель Молодежного отдела РС ЕХБ. Вместе с женой Ларисой воспитывает пятерых детей: дочерей Еву и Эмилию и сыновей Льва, Иосифа и Ивана.

Контакты: