Непорочен

Непорочен
Как одним словом выразить главное требование к пастору церкви?
Кто-то уверенно скажет: «Он должен быть христианином». Конечно, да, но это требуется от всех членов церкви. По крайней мере, когда апостол Павел перечислял требования к пресвитерам и дьяконам, он считал это само собой разумеющимся.
Одарённый учитель? Разумеется, это важно и необходимо, но не стоит на первом месте в списке требований Павла, не является главным и всеохватывающим.
Некоторые выделяют умение руководить другими, а не просто учить. Кто-то скажет: «Он должен желать этого служения добровольно». В понимании Павла это является скорее предпосылкой к желанию быть пастором, а не основным требованием к нему.
Некоторые могут осмелиться предположить, что он должен быть образцовым христианином, что очень близко, но всё же не является точным определением того, что имел в виду Павел.

Каким должен быть пастор

В обоих отрывках Писания с требованиями к пасторам (1 Тимофея 3:1–7 и Титу 1:6–9) мы видим первое, главное и всеобъемлющее требование. Одним это качество может показаться невыразительным и задающим низкую планку, а другим — совершенно недостижимым.
1 Тимофею 3:2: «Епископ должен быть непорочен…»
Титу 1:5–7: «Для того я оставил тебя на Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен как Божий домостроитель…»
В обоих перечнях первое требование — непорочен. По мнению богословов, это слово обобщает и включает в себя все остальные слова из списка. Это неотъемлемое требование к кандидату и его значение раскрывается в последующих качествах.

Больше, чем можно подумать

Для некоторых слово «непорочный» может звучать недостаточно высоким требованием к пастору. Это не просто невинный, праведный или оправданный, но непорочный человек. В первую очередь, это тот, кого нельзя упрекнуть в совершении чего-то плохого. То есть он не подвержен нападениям или критике и не несёт объективную ответственность за совершение зла. Он не ходит по тонкой грани, приближаясь к тому, что можно будет посчитать грехом, и его не в чем упрекнуть.
Вопрос даже не совсем в том, невинен ли по факту этот мужчина или нет. Если у некоторых людей складывается о нём противоречивое впечатление, то это выдаёт его незрелость или отсутствие мудрости. Такое неприемлемо для руководителя церкви. Мы хотим, чтобы пастор был не только фактически праведным, но и человеком, которого никто не подозревает в аморальности и совершении грехов.
Насколько он должен быть чист от всяких подозрений? Насколько мнение о нём может быть противоречивым, чтобы это не повлияло на его эффективность как руководителя?
Вместо введения универсальных правил лучше оставить это на усмотрение братского совета конкретной поместной церкви. Только они имеют право задавать вопросы каждому потенциальному пастору.

Вопросы по кандидату

Часто ли он становится объектом обвинений, вне зависимости от того, справедливые они или нет, из-за отсутствия осмотрительности?
Одно дело — говорить истину и отстаивать её. Другое дело — использовать истину, чтобы удовлетворить своё желание быть не таким, как все.
Будет ли церковь постоянно отвлекаться от важных вещей на личность пастора?
Если решения кандидата постоянно ставятся под сомнение из-за его способа донесения истины или из-за его жизни, то потребуется время, чтобы он начал жить в соответствии с Писанием и создал себе новую репутацию, а не обременял церковь своими промахами. Мужчина может быть праведным с формальной точки зрения, но иметь такую репутацию, что избрание его в качестве пастора будет не полезным.
Заметьте, одно дело — рукоположить на пасторство человека, который уже производит неоднозначное впечатление. Совсем другое — когда пастор получает противоречивые отзывы, верно преподавая непопулярные истины. В первом случае мудрый братский совет не будет торопиться с решением о назначении этого человека на пасторское служение, в то время как во втором — должен встать на его сторону.
Братскому совету лучше установить как можно более высокую планку для непорочности и безукоризненности. Уточню, что ложные обвинения не являются основанием для отказа в пасторском служении, однако следует внимательно рассматривать причины и разумность любых обвинений, так как может быть немудрым рукополагать человека, против которого публично выдвинуты обвинения или подозрения.

Пример стаду

Мы уже отметили, что образцовый христианин — это определение, очень близкое к термину «непорочный». Хотя кажется, что отсутствие упреков со стороны других людей — довольно-таки низкая планка для пасторов, пресвитеров или епископов (три разных слова для выражения одного понятия), но оно раскрывает важную истину о руководителях церкви.
Во-первых, перечень требований, обобщённый словом «непорочен», замечателен своей непримечательностью. Здесь нет требований иметь богословское образование, высококлассный интеллект, ораторский талант или особую одарённость. Скорее, перечисляются качества, которые должны быть у всех христиан. По сути, мы хотим, чтобы наши пасторы были обычными здравыми образцовыми христианами.
Пасторы неизбежно «подают пример стаду» (1 Пет. 5:3, 1 Тим. 4:12). По сути, они должны быть такими людьми, которых мы можем поставить перед собранием и просто сказать: «Будьте такими, как они».

Божьи домостроители

Во-вторых, в Титу 1:7 мы видим, что слово «непорочный» выражает скромность и смирение в самой сути призыва: «Епископ должен быть непорочен как Божий домостроитель».
Пасторы не управляют церковью по своей собственной прихоти. Они домостроители, а не цари, звёзды или артисты. Пасторы — Божьи домостроители, служители Слова и Божьих людей. Руководство церковью — не личное владение (имущество), а Божье поручение домостроителю. Домостроитель не должен привлекать к себе чрезмерное внимание, затмевая Того, на Кого мы должны указывать.

Призванные быть неповинными

В перечислении требований, стоящих после слова «непорочен», мы видим, что христианские руководители не призваны к жизни, кардинально отличающейся от жизни остальных членов церкви. Скорее, лидеры должны являться примером, непорочными в самом образе жизни, к чему Христос через них призывает всё собрание.
Павел обращается ко всем, говоря, что Христос «ныне примирил вас в теле плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми, и непорочными, и неповинными перед Собой» (Кол. 1:22).
Быть неповинным может показаться гораздо более высоким стандартом, чем просто быть тем, кого не в чем упрекнуть, особенно если мы думаем, что это значит быть безгрешным. Мы не можем быть совершенными, но можем быть неповинными.
1 Иоанна 1:7–10 раскрывает истину, что можно быть и грешным, и неповинным: «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправедности. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
Если вы хотите быть неповинными, не притворяйтесь безгрешными, но делайте то, что хочет от вас Бог во Христе: признайте свои грехи и исповедуйте их, положитесь на Божье прощение во Христе и ходите во свете. Когда вы виновны, идите по направлению к обличению, а не от него. Признайте свою неправоту и ищите мира с Богом и людьми. Хотя вы не будете безгрешны, вы будете неповинны перед Богом. Вы сами не без порока, но ваш Спаситель свят (Евр. 9:14; 1 Пет. 1:19).
Это и многое другое требует Христос от руководителей Своей церкви. Пастор неизбежно становится публичной фигурой не только в собрании, но и за его пределами. Поэтому ради блага общины и прославления Евангелия в мире Христос через Своих апостолов призывает нас рукополагать пасторов и дьяконов, живущих образцовой жизнью. Они должны быть непорочны.


Новый Завет учит нас проявлять осмотрительность в определении пригодности лидера к служению. На какие черты нужно обратить внимание, чтобы понять, что лидер имеет сердце служителя? В своей статье Джон Блум приводит пять таких основных признаков.

Непорочен

07.05.2024 / Дэвид Мэтис

Пастор неизбежно является публичной фигурой не только в собрании, но и за его пределами. Что требует Христос от руководителей Своей церкви? В статье рассматривается главное требование ко всем, желающим быть пасторами.

Зачем церкви нужны новые пасторы?

02.05.2024 / Владислав Трескин

У нас церковь молодая и небольшая, чуть больше шестидесяти человек. Есть два пресвитера. Казалось бы, этого достаточно. Но мы готовим в ближайшее время к рукоположению на пасторство еще двух братьев.
Зачем такой церкви, как наша, нужны еще руководящие братья? В большинстве российских общин пастор вообще всего один. Если завести речь о рукоположении второго, церковь еще и спросит, зачем он нужен.