Бог никогда не «скажет» вам, с кем заключать брак

Бог никогда не «скажет» вам, с кем заключать брак «Это ужасно, Гэри,» - призналась женщина, - «Я замужем всего три года, и это худшие три года моей жизни. Мой муж ведет себя отвратительно. А больше всего меня раздражает то, что Бог десятки раз подтверждал мне, что именно за него я должна выйти замуж». Горечи в ее голосе хватило бы на тысячу людей. Во время другого разговора женщина, бывшая уже не первый десяток лет замужем за человеком, который оказался душевнобольным, тоже со вздохом сказала: «Но ведь это Бог сказал мне выйти за него». Этим женщинам, как и всем остальным, кто говорит, что Бог повелел им связать себя с узами брака с каким-то конкретным человеком, мне хочется воскликнуть: «Нет, Он этого не повелевал!» Как я могу так говорить? Я отвечу просто: как вы можете утверждать обратное? В Писании нет мест, которые позволяют предположить, что для каждого существует единственный человек, с которым необходимо связать свою жизнь. В Прит. 31 автор призывает выбирая жену руководствоваться верой и характером женщины, и нигде не упоминает о распознавании божественного предначертания. В 1 Кор. 7 апостол Павел призывает женщин (в частности, вдов), всерьез задуматься о безбрачии, однако подчеркивает, что выбор остается за ними. Кроме того, он подчеркивает, что женщина может выйти замуж «за кого хочет» с тем ограничением, что потенциальный супруг должен быть «в Господе» (1 Кор. 7:39). Если в Библии прямо написано, что решение жениться или не жениться принадлежит нам (похожее утверждение находим в словах Иисуса, когда Он, подчеркивая собственную волю человека, говорит, что некоторые «сами сделали себя» скопцами  - дали обет безбрачия, Мф. 19:12), и именно за Вами выбор, на ком жениться, то почему Ваши субъективные ощущения и домыслы перевешивают истины, изложенные в Писании? Откровенно говоря, в Писании ничего не сказано о том, что ваша святая обязанность - жениться на каком-то определенном человеке. Вопросы «Жениться или нет?» и «На ком жениться» относятся в Писании к тому, что мы называем «позволительная воля», то есть того, что Бог предоставляет нам выбрать самостоятельно. Возможно ли, что Бог действительно повелел кому-то жениться? Послушайте, я не пытаюсь ограничить Бога какими-то рамками. Не мне диктовать, что Бог может и чего не может делать (и тем самым я признаю, что мой заголовок звучит провокационно; я сделал это намеренно, чтобы сказать что-то важное).  Я могу сказать лишь, что согласно ясному и очевидному учению о браке в Писании, Бог оставляет за нами выбор, жениться или нет, и на ком нам жениться. Опасно, а зачастую и глупо предполагать, что некие полученные вами мистические знаки важнее ясного библейским учением (независимо от того, сколько раз Бог «подтверждал» этот знак; в Писании Бог говорил совершенно иное). Почему это важно? Для того, чтобы двигаться дальше, нам необходимо дать себе отчёт в своем выборе и принять на себя ответственность за него. Женщине, которую бил отец, и которая впоследствии вышла замуж за агрессивного человека, я с пасторской заботой скажу: «Тебя обидели и против тебя серьезно согрешили. Из-за того, как ты росла в детстве, ты чувствовала себя «комфортно» рядом с человеком, с которым быть не следовало, ты выбрала человека, который стал вести себя как твой отец. С точки зрения психологии это объяснимо, однако давай посмотрим, как по благодати Христа можно поправить ситуацию, оценим, как сейчас следует действовать, и каким образом принимать верные решения в будущем.» Я не стану говорить женщине, которую в детстве обижал отец, что к браку с агрессивным человеком её направила безупречная Божья воля. Библейское учение о Божьем Провидении не дает оснований для такого объяснения - если нам не скатываться в детерминизм, когда мы считаем, что никакой воли у нас нет. Более здоровым в духовном плане было бы не негодовать на Бога, а сказать себе: «Это я выбрал/а этого человека». Возможно, мне станет легче, если я осознаю причины своего выбора. Но поскольку выбор я сделал/а исходя из собственной свободной воли, я несу ответственность за взятые на себя обязательства». Тогда смотря в лицо будущему вы понимаете, что Бог ваш союзник, а не враг. Вместо вопроса «Бог, почему ты устроил такой хаос в моей жизни», вы будете молиться «Бог, помоги мне выбраться из этого хаоса, который я себе устроил». В духовном плане разница огромна. Кроме того, мы должны проявлять доброту, верность и благочестие, поэтому если мы убедили кого-то связать с нами жизнь или дали согласие на чье-то предложение, понимая, что берем на себя обязательства на  всю жизнь и что расторгнуть союз будет более, чем сложно, то далеко идущие последствия этих действий необходимо принять. Это значит, что нужно не только оставаться женатыми, но быть вовлеченными в супружество, стараться дать супругу лучшее, что в наших силах. Если вы читаете это будучи неженатым, то умоляю вас:  не старайтесь «предугадать» Божью волю, на ком вам «следует» жениться - ищите человека с качествами, которые восхваляются в Библии. Возможно это звучит не очень романтично, но, пожалуйста, поймите, что у решений, принятых на основании романтических чувств, вполне реальные, а что касается брака, то и далеко идущие последствия. Не далее как на прошлой неделе я получил письмо следующего содержания: «К сожалению, я из тех, кто всем сердцем верил, что существует единственный человек, за которого я должна выйти замуж. Кроме того, я думала, что Бог укажет мне на него. Я верила, что следую Божьей воле, когда выходила замуж. Последствия оказались ужасными. Сверяясь с критериями, которые Вы указали в книге «Заветный поиск», я понимаю, что жениться нам не следовало». Вот что я хочу вам сказать: если вы думаете, что Бог хочет, чтобы вы на ком-то женились, еще не значит, что Он правда этого хочет. И если Бог не «препятствует» вам жениться на ком-то, это не значит, что Он считает Ваше решение мудрым (Он не «препятствовал» многим грабителям банков, и они сидят сейчас в тюрьме). Он никогда не оставит Вас. Каждую секунду вашего брака Он будет с вами, Он поможет вам жить с вашим решением, изливая на Вас благодать Христа и силу Святого Духа. Тем не менее, в Писании Бог открыл, что решение принадлежит именно Вам, поэтому предполагать что-то иное рискованно. С честью примите ваше призвание во Христе и отвечайте за свои решения. В Библии не сказано, как однозначно выяснить, на ком вы «должны» жениться, но в ней сказано, как принимать мудрые решения: применяйте библейские принципы, ищите мудрого совета, обдуманно и взвешенно делайте выбор, думайте о будущем и правильно расставляйте приоритеты.

Что такое здоровая культура аналитики в церкви? Мы с братьями-пасторами размышляли об этом на конференции Экклезия, которая прошла в октябре в Санкт-Петербурге. Тема звучала так: «Смотри, как строишь».
Одна из обязанностей пастора - анализ и диагностика здоровья церкви. И главным Экспертом нашей аналитики является Христос, присутствующий с нами посредством Духа Святого. Не мы профессионалы, но Он Профессионал. Эта истина смиряет, изгоняет страх и возвращает нас к правильным мотивам: мы анализируем ради славы Христа. Подробнее об этом читайте в моей новой статье “Библейский пример диагностики здоровья церкви”. Марк Жук, магистр богословия и пастор церкви "Святой Троицы" в городе Уфа.

Что такое "Божья суверенность" и "Божье провидение"? Эти понятия являются синонимами или их значения отличаются друг от друга? Ответ на этот вопрос даёт Джон Пайпер.

Интервью с Антоном Третьяком

22.11.2020 / Антон Третьяк

Мы поговорили с Антоном Третьяком, пастором церкви на Поклонной горе в Санкт-Петербурге, о том, как церкви пережить пандемию, о поджоге Дома молитвы и о активной позиции служителя в социальных сетях.