Забота о материальном

Забота о материальном

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?» Евангелие от Матфея 6:25

Впервые прочитав этот отрывок из Евангелия, мы задаём себе множество вопросов. Можно ли теперь вообще ничего не делать и ждать, что в твою дверь постучит доставка еды, вручит пакет, развернётся и уйдёт, не сказав ни слова об оплате? 

Как мне питаться, одеваться и проявлять заботу о семье, особенно в экономически тяжёлый период, и в то же время исполнять слова Христа из Евангелия от Матфея? Где граница моей озабоченности материальными ценностями?

Неужели повеление Христа из этого текста невозможно исполнить? 

Чтобы во всём этом разобраться, мы рассмотрим подробнее суть сказанного в Евангелии от Матфея.

Контекст заповеди Матфея 6:25

В стихе Матфея 6:25 Христос раскрывает смысл всего отрывка, изложенного с 19-го по 34-й стихи 6-й главы. В этом отрывке Он говорит об отношении к материальному в общем контексте Нагорной проповеди, манифеста Царства, во главе которого стоит Сам Бог. В 5-й главе Евангелия от Матфея описаны отличительные особенности граждан этого Царства, а в 6-й главе - новые религиозные практики граждан с акцентом на личные отношения с Богом. В контексте этих практик граждане Царства относятся к материальному особенным образом, описанным в упомянутом выше отрывке.

Прежде, чем мы приступим к разбору этого отрывка, нам нужно разобраться, какой смысл вложил Христос в слово "забота".

Значение слова «забота» в оригинальном тексте Писания

Итак, Христос говорит об отношении к материальному, употребляя слово "забота", по-гречески — μεριμνάω (merimnaó), что в переводе означает "беспокойство" или "озабоченность". 

Арчибальд Томас Робертсон, баптистский проповедник и исследователь Библии, так описывает значение слова merimnaó:

"быть разделенным на части или (фигурально) разлетаться на части, разноситься (в разные стороны), под действием силы, оказываемой греховной тревогой, перерастающей в беспокойство".

Таким образом, в нашем тексте слово "заботиться" буквально означает «быть раздробленным, не думая ни о чём другом, кроме объекта своего беспокойства». Это такое состояние, когда ты полностью сфокусирован на своей проблеме, а все прочие вопросы уходят на второй план. В современном языке для описания этого состояния применяются такие выражения: "голова забита", "только об этом и думаю" и, наконец, "паника", выражающаяся в страхе и необдуманных решениях. Именно такое беспокойное поведение часто появляется у людей, переживающих из-за драматических изменений в экономике по причине финансового кризиса, краха фондовых рынков и валют. 

Аналогичное значение слова «заботиться» (merimnaó) открывается нам при взгляде на близкий по смыслу отрывок из Матфея 10:16-20: 

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь (merimnaó), как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас.

О чём говорит этот текст? Нам нужно быть готовыми к тому, что верующих будут отдавать в суды и будут бить, при этом нам можно и нужно быть мудрыми и простыми. Другими словами, оригинальное значение слова merimnaó, переведённое в тексте как "не заботьтесь", означает «не переживайте в момент опасности». Нам не следует думать заранее о том, что мы будем говорить, когда нас призовут к ответу. 

Однако, это вовсе не исключает необходимость подготовки в виде изучения Писания, назидания в вере и изучения апологетики для ответа тем, кто требует ответа. Это не исключает необходимость знать Евангелие, чтобы защищать и проповедовать его так же, как это делал апостол Павел. Христос говорит нам лишь о том, чтобы мы не переживали чрезмерно о будущем ответе. Мы сможем отвечать только то, что Дух Святой напомнит нам на базе имеющихся знаний, которые мы почерпнули в нашем духовном развитии. 

Теперь, разобравшись со значением слова "забота" в нашем тексте, давайте посмотрим на то, какие выводы следуют из этого значения.

Божья забота о нас

Вначале - «не заботьтесь для души вашей». В этих словах Христос говорит о практической стороне нашей жизни, о том, чтобы мы не переживали о простых, но в то же время важных и насущных вещах. 

В последующем тексте 6-й главы Евангелия от Матфея Христос говорит, используя примеры из окружающего мира: "Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы". Христос упоминает три компонента процесса получения урожая - сеяние, жатва и сбор, которые отсутствуют у птиц. Несмотря на отсутствие у птиц этого сложного процесса, Бог заботится о них и питает их. Ответственность самих птиц заключается только в том, чтобы питаться. Они в некотором смысле заботятся о пропитании, ведь пища не прилетает к ним в гнёзда чудесным образом. Однако, они не переживают о пропитании до состояния паники.

Нам также не стоит переживать, потому что Божья любовь и забота о нас гораздо больше и удивительнее, чем мы можем себе вообразить. Бог проявил эту заботу ещё при сотворении мира, создав нас по Своему образу и подобию. «Вы не гораздо ли лучше птиц?» - говорит Христос в конце 26 стиха. Да, в глазах Бога мы гораздо ценнее птиц, мы - венец Его творения. Мы созданы для общения с Ним и для прославления Его. За прощение нашего отступления от Бога и за возвращение нас в общение с Ним Бог заплатил бесконечно большую цену, поэтому Он заботится о нас больше, чем о птицах.

Бессмысленность заботы о самом себе

В 27-м стихе Христос заключает: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» Этими словами Он показывает бессмысленность чрезмерной заботы о самом себе. Переживания и тревога об увеличении роста на такую величину не могут привести к успеху, так как добиться этого невозможно. Любые попытки приведут лишь к разочарованию, поэтому они лишены всякого смысла, не стоит даже прилагать усилий. 

Помимо роста, мы также неспособны выбрать своих родителей, год и место рождения и многое другое. Эти факторы являются для нас внешними, мы не в силах повлиять на них. 

Однако, есть нечто, зависящее от нас, это – наше отношение к происходящему. Нам следует ожидать меньшего, радоваться большему и фокусировать свое внимание на том, как мы можем прославить Бога в наших конкретных обстоятельствах. Что же касается восполнения наших объективных потребностей, то эту заботу Бог взял на Себя.

Как нам следует относиться к материальному

Итак, в свете слов, сказанных Христом в шестой главе Евангелия от Матфея, заботиться о материальном - значит не просто думать о материальном и проявлять попечение о себе. Это - нечто большее, а именно - чрезмерные переживания и тревога. 

В такой заботе нет практического смысла, так как мы не можем кардинально изменить ситуацию, не можем управлять внешними обстоятельствами. Во многих ситуациях мы не сможем повлиять на своё материальное положение. Сфера нашего влияния весьма ограничена. Мы можем потерять покой, можем в состоянии паники принимать необдуманные решения, но это не изменит нашу ситуацию. Забота о материальном бессмысленна, когда она становится озабоченностью. 

Как же тогда нам следует относиться к насущному, к материальному? Нам нужно готовить всё необходимое для жизни, то есть заботиться в современном, прямом значении этого слова. Нам следует не переживать и тревожиться, но проявлять попечение и расчетливость, уделяя должное внимание материальной стороне жизни. 

Современное значение слова "забота" - это мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-то. Это значительно отличается от слова merimnaó, употреблённого Христом в нашем тексте. Более того, в современном значении слова "забота" мы призваны заботиться, оказывать попечение и уход за теми людьми, которые находятся в зоне нашей ответственности.

Вот несколько практических примеров того, как мы можем проявлять нашу заботу о материальном:

  • думать о собственном обеспечении и обеспечении близких, думать об их будущем;

  • думать и заботиться об имуществе, которое вверил нам Господь;

  • заботиться о поместной церкви, о братьях и сёстрах, особенно о тех, кто испытывает нужду;

  • проявлять заботу о людях вокруг, быть отзывчивыми и восполнять их нужды ради Евангелия, приобретая друзей для Царства теми средствами, которыми нас наделил Бог.

Но вот то, что нам точно не нужно:

  • жить заботой о материальном и насущном;

  • болеть материальным и доводить себя до «взрыва мозга», полностью уходя в заботу;

  • ставить заботу о материальном на первый место в своей жизни, проявляя этим свое недоверие Богу.

Вывод

Забота - это хорошо и нормально в пределах разумного, в пределах базовых потребностей человека и адекватной реакции на окружающие обстоятельства. Ненормальными являются озабоченность и зацикленность. Более того, чрезмерная забота о материальном бессмысленна для человека, находящегося в заложниках у экономических обстоятельств.

Проверка себя

Вот несколько вопросов, которые помогут нам применить слова Иисуса Христа о заботе в своей практической жизни:

  • Какой смысл я вкладываю в понятие «забота о материальном»?

  • Забочусь ли я до уровня потери покоя?

  • Сосредоточены ли мои мысли постоянно на том, чтобы приобрести материальный достаток?

  • Приводит ли моя забота о материальном к недоверию Богу? 

  • Могу ли я самостоятельно изменить свой рост хотя бы на 50 сантиметров?

  • Могу ли я изменить экономические процессы в регионе моего проживания?

  • В чем выражается моя забота о материальном? Могу ли я признаться в недостаточной заботе о церкви и о своей семье? 

Что такое здоровая культура аналитики в церкви? Мы с братьями-пасторами размышляли об этом на конференции Экклезия, которая прошла в октябре в Санкт-Петербурге. Тема звучала так: «Смотри, как строишь».
Одна из обязанностей пастора - анализ и диагностика здоровья церкви. И главным Экспертом нашей аналитики является Христос, присутствующий с нами посредством Духа Святого. Не мы профессионалы, но Он Профессионал. Эта истина смиряет, изгоняет страх и возвращает нас к правильным мотивам: мы анализируем ради славы Христа. Подробнее об этом читайте в моей новой статье “Библейский пример диагностики здоровья церкви”. Марк Жук, магистр богословия и пастор церкви "Святой Троицы" в городе Уфа.

Что такое "Божья суверенность" и "Божье провидение"? Эти понятия являются синонимами или их значения отличаются друг от друга? Ответ на этот вопрос даёт Джон Пайпер.

Интервью с Антоном Третьяком

22.11.2020 / Антон Третьяк

Мы поговорили с Антоном Третьяком, пастором церкви на Поклонной горе в Санкт-Петербурге, о том, как церкви пережить пандемию, о поджоге Дома молитвы и о активной позиции служителя в социальных сетях.