Решение конфликтов

Может быть, вам иногда кажется, что вы умеете конфликтовать правильно, праведно, но, если вы будете честны перед собою, то заметите, что ни один конфликт не проходит без греха. Там, где есть хотя бы два грешника, неизбежно происходят какие-то трения, напряжения, ссоры, неприятности. Особенно в семье, где два несовершенных человека не просто встречаются, но живут под одной крышей и плотно взаимодействуют. Поэтому тема решения конфликтов – горящая и важная для нас, как христиан.

Обозначим основные постулаты истины, которые относится к теме решения конфликтов. Их мы понесем через весь разговор.

Конфликт – это последняя стадия некоего процесса

“Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? <...> Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.”

(Иак.4:1,3)

Конфликт — это плод, у которого есть корень. Речь идет об очень сильных желаниях, заставляющих нас конфликтовать. Бороться с конфликтом, не затрагивая его причины, просто бесполезно. Все, что вы можете – это обрывать плоды и наблюдать, как вырастают новые, еще более крупные. Например, если после каждой ссоры все, что вы делаете, это просто просите прощения у Бога и у человека, то ждите новой ссоры. Прощения просить нужно, но если вы ничего не сделаете с теми вожделениями, которые толкают вас на грех, то так и застрянете в бесконечном, порочном круге ссор, прерываемом временными примирениями. И, чтобы Христос вырвал этот корень (сильные желания), нам тоже придется попотеть и поработать над собой (2 Пет.1:5-7). Мы же, как правило, предпочитаем работать над другими. Однако, нам может помочь смириться следующее правило:

Если два знающих меня человека, независимо друг от друга, сообщили мне об одной и той же негативной черте моего характера, то это правда.

Мф. 7:3-5 говорит о нашей способности видеть малейшие прегрешения других и быть слепыми к собственным серьезным недостаткам. Мы верим, что «никто не знает нас так, как мы сами», но это ложь. Окружающие не раз испытывали на себе наш характер. Они говорят, что надо меняться, а мы обижаемся, потому что искренне не чувствуем бревен в своих глазах. Но, что бы мы о себе не думали, стоит набраться мужества и прислушаться к тому, что говорят о нас люди. А в семейном контексте нужно услышать, чем недоволен наш супруг. Его критика поможет выявить наши похоти, приводящие к конфликтам. Отрицанием проблемы мы напрочь отрезаем себя от всякой возможности ее решить, потому что первый шаг решения любой проблемы – это ее признание. Нам нужно увидеть и признать, какое, возможно, даже законное, наше желание (внимание мужа или послушание жены) уже превратилось в похоть и разрушает супружеские отношения (Иак.4:1-3).

Все слова, которые вы произносите во время ссоры, выходят из вашего сердца

«Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. <…> Всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»

(Мк. 7:15, 23)

Этой истиной мы просто обозначаем связь между корнем и плодами. Значение слов и эмоции, с которыми вы их произносите – все это выходит из сердца и отображает его содержание. Это содержание помогает понять, чего мы так сильно хотим. Очень многое из того, что мы узнаем о себе в момент конфликта, правда.

Поэтому, когда вы наговорите каких-то гадостей, не говорите: «Я не это имел в виду. Я на самом деле так не думаю. Не понимаю, как вообще мог такое сказать». То, что в момент ссоры вышло из ваших уст, вышло из вашего сердца и показало, что в нем на самом деле. Отрицание этого – просто гордость. Лучше посмотрите в лицо проблеме и, хотя бы для начала, признайте: «Да, вот оно, содержание моего сердца. К сожалению, это тоже я!». 

Человек не может вас разозлить, потому что вы уже злы

Эта истина так же вытекает из вышеупомянутого отрывка Писания. Все, что ваш супруг может сделать – это раскачать вас так, чтобы ваша злоба расплескалась. Вы, возможно, не догадываетесь о том, что внутри вас, но, когда вашему дракону наступают на хвост, он показывает зубы. И ситуации, когда нам наступают на хвост, ценны тем, что мы можем увидеть свое истинное лицо. Человек не может наполнить наше сердце раздражением, руганью, колкими словами. Все это находится в нас на постоянной основе, а подобные ситуации просто проявляют это содержимое. Пакетик черного чая не отдаст свою черноту, пока его не поместят в кипяток. Наше сердце – это фабрика греха. Куда бы мы не пошли, оно всегда с нами. Оно самостоятельно производит грех и ему никто для этого не нужен.

Проблема в том, что нас зачастую устраивает положение вещей, когда зло живет внутри нас, потому что мы соприкасаемся с ним не так часто. Мы начинаем переживать только тогда, когда оно вырывается наружу в подобных конфликтных ситуациях. Наше лицемерие проявляется еще и в том, что мы изо всех сил сдерживаемся на людях, в гостях, в церкви, но дома мы обычно показываем свой характер.

Ссора – это борьба за себя, за свои интересы

«Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите.    Про́сите и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». 

(Иак. 4:1-3)

И тон голоса у нас может быть безупречным, и слова мы можем тщательно подбирать. Но знаете, что мы никогда не сможем изменить? Содержание того, что мы говорим. Оно всегда остается неизменным и сдает нас с потрохами относительно наших истинных намерений. Другими словами, невозможно изменить значение, суть, цель, которую мы достигаем, когда конфликтуем, хотя остальное может иметь довольно благородный вид. Потому что слова исходят из сердца. По вашим словам будет ясно, чего вы хотите на самом деле. Вы не сможете скрыть это от оппонента. 

В любовь невозможно играть, ее невозможно изобразить, не имея. Вот в чем красота настоящего плода Духа - его невозможно воспроизвести по плоти. Мы можем обмануть себя, веря, что мы сейчас пытаемся работать над своим супругом для его же блага, но того, кому «благо» предназначено, мы никогда не обманем. И неважно, сколько библейских истин вы будете цитировать, человек всегда безошибочно определяет, для кого вы сейчас стараетесь. 

Истинную любовь невозможно скрыть. Тот, кто имеет Святого Духа, всегда распознает настоящую любовь. Она разоружает, обсыпает нас горящими углями с макушки до ног, и мы умолкаем в стыде, ведь нам нечего сказать. Настоящая любовь свободна от любого рода манипулирования людьми, от использования их в своих интересах, возвышения, укоров, претензий, требований. Когда ветхий человек пытается ее подделать, это всегда очевидно, смешно и трагично одновременно. Поэтому всякий раз, когда вы ищите своего, вы проявляете нелюбовь.

Теперь несколько слов о том, по каким признакам определить, что вы воюете за себя, а не за истину, справедливость и любую другую «благородную» идею?

  • Ссора

Сам факт конфликта уже является всеобъемлющим и достаточным доказательством, потому что там мы являем себя во всей красе. Нам может казаться, что мы праведно гневаемся, отстаиваем Божьи интересы или интересы каких-то других людей, но «шила в мешке не утаишь». Гнев человека не творит правды Божьей (Иак.1:20)

  • Временный характер наших уступок

Натолкнувшись на яростное сопротивление другой стороны, мы можем делать навстречу какие-то невнятные шаги и при этом думать, что достойны чуть ли не нобелевской премии за вклад в миротворчество. Но, не получив того, чего мы на самом деле добивались своими уступками, своим «смирением», мы быстро выходим из себя и возвращаемся к военным действиям.

По сути, такие уступки, компромиссы — это бартер, сделка. Если сделка за сделкой проваливается и бартер не получается, батарейки ветхого человека быстро садятся, потому что он не собирался жертвовать безусловно. Да он и не в состоянии так поступить. Поэтому, рано или поздно, мы прекращаем играть в кротость и опять нападаем. Следовательно, когда вас возмущает, что ваш супруг (и любой другой человек) не реагирует на ваши доблестные «миротворческие» попытки, это значит только одно: вы стараетесь для себя.  

  • Ропот.

Когда мы ропщем внутри своего сердца, это неизбежно кому-то озвучивается.  Мы возмущаемся, ищем того, кто может нам посочувствовать, повозмущаться вместе с нами, посодействовать и т.д. Но, делая так, мы фактически подразумеваем, что проблема не в нас, а в человеке. 

  • Воздействуем на другого, а не на себя. 

Мы прилагаем усилия по воздействию на человека и практически ничего не делаем для изменению того, о чем вопиет наш супруг или другой близкий человек. Когда после многократных попыток повлиять на человека мы не получаем желаемого результата, мы скатываемся к манипулированию, ибо не желаем смириться с «поражением». Здесь уже кому какие средства ближе: подсунуть книжку, проповедь, заставить прийти на семейное служение, заставить поговорить со служителем, отправить на душепопечение и т.д. Эти действия направлены на то, чтобы в конечном счете вам было легче жить. Но Писание требует: перед тем, как начать исправительную работу над кем-то, нам надо выполнить определенные действия над собой (Мф.7:5). Мы просто не имеем морального права осуждать других за то, что мы делаем сами. Мы не имеем права осуждать кого-то за нелюбовь, в то время как сами не любим. Поэтому, для начала, основные усилия мы должны предпринимать по отношению к себе самим. А в реальности наши усилия выглядят так: «желаете и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете». К сожалению, мы прилагаем огромные старания не туда.

Средство от любого конфликта – Иисус Христос

Хорошо знать, как восстанавливать то, что разрушено, но еще более превосходный путь – не разрушать вообще. Апостол Павел пишет об этом превосходном пути под названием «любовь» в 13 главе 1 послания к  Коринфянам. Если бы мы умели любить, мы бы никогда ничего не разрушали.

Нет ничего сложнее, чем любить, потому что любовь противоречит самой сути нашего грехопадения. А суть грехопадения в том, что теперь объект поклонения для меня – не Бог, а я сам, и все должны служить мне. Поэтому Евангелие начинается с «отвергни себя» (Мф.16:24). 

Конечно, легко «любить» тех, кто исполняет наши желания, но разве это любовь?! Это бартер. Попробуйте любить тех, кто плевать хотел на ваши желания. Вы знаете, что очень тяжело. А ведь именно это Бог делает каждый день в отношении каждого из нас. Он любит нас безусловно, жертвенно и вечно в то самое время, когда мы постоянно нарушаем Его закон. Посмотрите на свою жизнь, сколько вы наворотили, посмотрите на то, как вы медленно растете, но вы до сих пор живы и получаете Его благодать и благословения.

Вы не сможете никому являть благодать, пока не увидите, сколько ее явлено вам. И, пока мы смотрим не на подвиги Христа, а на чьи-то недостатки, нам никогда не увидеть собственного уродства, а наши жалкие духовные потуги будут казаться нам духовным геройством.

Но, Господи, что мы можем знать о долготерпении и милости, пока мы не взглянем на долготерпение Христа к нам?! Когда мы взглянем на Иисуса, тогда увидим, как немощны и несостоятельны наши «долготерпение», «милость» и «любовь».

Что мы вообще возомнили относительно своей кротости и смирения? Как часто в конфликтах мы смиряемся вынужденно, просто понимая, что сопротивление будет стоить нам дороже. Но давайте взглянем на смирение Христа. Тот, в Чьих руках была безграничная сила, Тот, Кто мог защитить Себя и разложить Своих обидчиков на атомы, решил стать бессильным, дал Себя опозорить, оболгать, оклеветать, унизить, отвергнуть, избить, оплевать и убить. И потому только Христос может сказать: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

«Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

(Ин. 15:4,5)

Мы ничего не можем без Христа: ни удержаться от конфликта, ни восстановить разрушенное. И поэтому любовь к ближнему, спасающая нас от ссоры, начинается с любви ко Христу, с поклонения Ему, с нашего успокоения и удовлетворения в Нем. Средство от любой проблемы, от любого конфликта – это Иисус Христос, Его характер и Его благодать, явленная нам. У Креста невозможно враждовать с ближним, ибо там была уничтожена наша вражда с Богом. Обретенное там прощение лишает нас всякого желания биться за свою «справедливость». Кроме того, Христос – ответ на любую проблему, потому что Он предлагает Себя в качестве утешения, в качестве компенсации любому неудовлетворенному желанию. Его любовь и смирение передаются нам и гасят наши разбушевавшиеся вожделения, приводящие к конфликтам.


Церковный завет – это не новое явление для русских баптистских церквей. Сто лет назад русские баптисты знали о нём. Насколько мне известно, после этого воззвания часть церквей последовали совету и внедрили подобный церковный завет в своей общине.

Как относиться к поправкам в Конституцию?

26.06.2020 / Евгений Бахмутский

Голосовать или не голосовать? За или против? Евгений Бахмутский не просто высказывает свое личное мнение, но предлагает ясные библейские принципы, которые помогли бы разобраться моим братьям и сестрам в различных жизненных вопросах и принять разумные решения в соответствии с Писанием и их совестью.

В период социальной и экономической турбулентности, усугубленной пандемией, христианам особенно важно черпать истины для практической жизни на базе библейских примеров. В случае с разразившимся финансовым кризисом мы также можем найти несколько релевантных случаев из Библии и рассмотреть их практическое применение в нашей жизни.