Членство в поместной церкви

Членство в поместной церкви

Иногда можно услышать, как некоторые люди говорят: «Я член Вселенской церкви. Мне не обязательно быть членом поместной общины». Правильное ли это отношение к церкви? Соответствует ли оно Писанию? Доволен ли Бог таким отношением? 

Ответ – «нет». И чтобы подтвердить это, мы рассмотрим три вопроса: какие бывают отношения людей с поместной церковью; есть ли библейские основания для ведения членских списков в поместных церквях и каковы преимущества членства в поместной церкви. 

Варианты отношений человека с поместной церковью 

Членство в поместной церкви подобно заключению брака. Любить можно и на расстоянии, но лишь законный брак позволяет пользоваться всеми радостями и преимуществами семейной жизни. Точно так же и в отношениях с поместной общиной верующих: любить церковь можно и на расстоянии, но лишь официальное членство позволяет пользоваться всеми преимуществами духовной жизни общины. 

Продолжая эту аналогию, можно выделить четыре варианта взаимоотношений человека с поместной церковью (мы их описываем с юмором, но в них есть немалая доля правды). 

Первый вариант: беспорядочные церковные связи – человек ходит по разным общинам в поисках той, которая понравится ему больше-пребольше всех на свете. В одно воскресенье он может быть на одном краю города, в другое – на другом. Иногда в таких случаях говорят: «пошла/пошел по церквам». В оправдание можно услышать: «Я еще слишком молод, чтобы связывать себя с какой-то одной церковью». «А вдруг найдется какая-нибудь церковь, которая мне понравится больше?» «Бери от жизни всё (от церковной жизни), ведь главное – угождать себе!» «Я не хочу ограничивать свои духовные потребности рамками одной общины». 

Второй вариант: случайные церковные связи – человек не ищет общества церкви целенаправленно, но, когда приспичит, может зайти в какую-нибудь церковь. Обычные доводы: «Я здесь отдыхаю душой». «Я тоже человек, у моей души тоже есть потребности». «А мне большего и не нужно, мне хватает». 

Третий вариант: гражданский брак с церковью (сожительство) – человек примкнул к поместной общине, но не зарегистрировал свое членство в ней, а просто посещает собрания. При таком отношении люди провозглашают: «Я еще не готов к столь ответственному шагу». «Мы (я и церковь) не хотим связывать себя никакими обязательствами». «Поживем (походим в церковь), а там видно будет». «А вдруг нам (мне и церкви) не понравится?» «Мои родители против». 

Но все вышеописанные варианты отношений с поместной церковью – это не то, что задумал Бог. Его воле угоден следующий, четвертый вариант: 

Законный брак с церковью – это когда человек примкнул к поместной общине и зарегистрировал членство в церкви через крещение и/или другие установленные процедуры. 

Библейские основания для ведения членских списков 

Во-первых, церковь в Писании сравнивается со стадом овец, над которым Господь поставил пастухов – пастырей, или пресвитеров. Однако важно понимать, что пастухи регулярно пересчитывали овец. Как правило, они делали это каждый день, когда запускали овец в загон, чтобы убедиться в том, что ни одна овца не отбилась от стада. 

Овец пересчитывали, пропуская их под жезлом: «И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Лев. 27:32). 

Именно пересчет овец позволил пастуху из притчи узнать, что в его стаде не 100 овец, а 99, а значит, одна овца потерялась: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?» (Лук. 15:4).

Во-вторых, Бог повелел Моисею составить список по коленам, племенам и семействам (Чис. 1:2). Неемии Бог положил на сердце сделать перепись (Неем. 7:5). В Ветхом Завете производился подсчет народа и были списки людей по племенам. Подобная практика может служить примером и для новозаветных верующих. 

В-третьих, указано точное число собравшихся для молитвы (сто двадцать) в Деяниях 1:16 – следовательно, апостолы подсчитывали, сколько человек приходило на собрания. Число обратившихся (три тысячи) в Деяниях 2:41 и пять тысяч (в Деяниях 4:4) подразумевает, что верующих пересчитывали и знали, кто входит в их число, а кто нет. 

В-четвёртых, повеление апостола: «Приветствуй друзей поименно» (3 Иоан. 1:14) показывает, что поместная община точно знала, кто именно – поименно – относился к «друзьям», то есть членам общины, а кто – нет. 

В-пятых, слова апостола Павла: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5:12-13) невозможно применить, если нет четкого определения членства, если нет понятного разделения на внешних и внутренних. Люди не будут знать, кого они должны судить, а кого – нет, если нет членских списков. 

В-шестых, повеление: «Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), «…если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф. 18:17) может быть выполнено только в условиях церковного членства. От человека не следует ожидать подчинения церковному взысканию, если он не знает о собственной принадлежности к церкви. Сама идея церковного взыскания и отлучения возможна только тогда, когда есть четкое представление о членстве. 

Вместе с тем нужно заметить, что пастыри ответственны за конфиденциальность информации. Без личного согласия члена церкви никакая информация о нем (и даже о его членстве в общине) не распространяется. 

Преимущества членства в поместной церкви 

Напоследок рассмотрим, каковы преимущества членства в поместной церкви. Во-первых, это соответствует библейскому образцу. «Недостаточно просто сказать, что мы члены Вселенской, или невидимой, Церкви… Мы должны посвятить себя поместному, или видимому, собранию Божьего народа… Новый Завет ни разу не упоминает о людях, которые были бы по-настоящему спасены, но не захотели бы стать членами поместной церкви» (Mack W.). 

Даже Христос посвятил Себя не просто абстрактной идее церкви, а конкретным ученикам – двенадцати и более широкому кругу семидесяти. 

Во-вторых, членство в поместной церкви дает больше возможностей применять свои духовные дары. В момент обращения Бог дает их каждому верующему. Эти духовные дары даются не просто для индивидуального пользования, а для блага всей церкви: «Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:24-25). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова…» (Еф. 4:11-12). Служа другим, вы будете испытывать больше радости в собственной жизни, ибо Христос учил, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). 

Применять свои духовные дары на пользу другим верующим довольно проблематично, если вы не находитесь в постоянном общении с ними. Более того, во многих церквях есть определенная дисциплина, как это и должно быть. Поэтому во многих видах служения там не дадут участвовать тем, кто не является членом церкви. 

В-третьих, это демонстрирует готовность взять на себя обязательства. Если человек не хочет быть членом церкви, то это показывает, что он не готов к серьезным отношениям. Он хочет пользоваться благами от церкви, не давая никаких обещаний со своей стороны. Напротив, становясь членом церкви, человек демонстрирует свою посвященность данной общине. Он готов разделять с ней не только радости, но и скорби, не только преимущества, но и тяготы. 

Как мы поем в известном гимне: 

Я рад иметь всегда 

Общенье духа с ней, 

Нести все тяжести труда 

И крест ее скорбей. 

В-четвёртых, это дает возможность достичь сбалансированной христианской жизни. По природе мы все склонны к крайностям. Однако церковь создает идеальную атмосферу для сбалансированного духовного роста христианина. В церкви мы получаем духовное питание, поддержку братьев и сестер, обличение и защиту от лжеучений. В церкви мы можем пользоваться мудростью многих советников, которые имеют познания в Библии и хороший опыт духовной жизни. «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14). В церкви мы приобретаем духовный надзор и заботу о нашей душе со стороны верных пастырей Божьего стада: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет…» (Евр. 13:17).

Членство в церкви облагораживает наш характер, поскольку в церкви есть разные люди: и сильные, и слабые. Бог мог бы забрать из церкви людей со слабыми характерами, но тогда мы бы не могли по-настоящему учиться любить; не развивалось бы душепопечение и терпение. Вне церкви характер верующего не будет преображаться столь же эффективно. 

В-пятых, это дает право пользоваться духовными привилегиями, которые предназначены для членов церкви. Например, Вечеря Господня – торжественное воспоминание и провозглашение искупительной жертвы Христа, когда мы причащаемся от одного хлеба – служит символом единства всего Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10:17). Поэтому в хлебопреломлении участвуют только члены церкви. 

Также членство в церкви открывает больше возможностей для благовестия. Если мы не относимся к конкретной общине, куда мы будем приглашать неверующих? Это как в лесу сказать заблудившемуся, что есть выход, но не показать его. 

Заключение

Итак, если вы стали членом Тела Христова через покаяние в грехах и веру в Иисуса Христа, эти отношения вам надо сделать видимыми через членство в поместной церкви.


Что такое здоровая культура аналитики в церкви? Мы с братьями-пасторами размышляли об этом на конференции Экклезия, которая прошла в октябре в Санкт-Петербурге. Тема звучала так: «Смотри, как строишь».
Одна из обязанностей пастора - анализ и диагностика здоровья церкви. И главным Экспертом нашей аналитики является Христос, присутствующий с нами посредством Духа Святого. Не мы профессионалы, но Он Профессионал. Эта истина смиряет, изгоняет страх и возвращает нас к правильным мотивам: мы анализируем ради славы Христа. Подробнее об этом читайте в моей новой статье “Библейский пример диагностики здоровья церкви”. Марк Жук, магистр богословия и пастор церкви "Святой Троицы" в городе Уфа.

Что такое "Божья суверенность" и "Божье провидение"? Эти понятия являются синонимами или их значения отличаются друг от друга? Ответ на этот вопрос даёт Джон Пайпер.

Интервью с Антоном Третьяком

22.11.2020 / Антон Третьяк

Мы поговорили с Антоном Третьяком, пастором церкви на Поклонной горе в Санкт-Петербурге, о том, как церкви пережить пандемию, о поджоге Дома молитвы и о активной позиции служителя в социальных сетях.