Читаем Библию: наши обещания Богу

Читаем Библию: наши обещания Богу

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет... Господу» (Чис.6:1,2)

В тексте сказано: «если кто решится дать обещание…» и мы тоже иногда решаемся на это. Сегодня я хочу поразмышлять об этом.

Неразумные обещания

Так что же мы можем пообещать Богу? Многие из нас давали обещания, которые не были выполнены, и чаще всего потому что были явно неразумными. Вот, что можно отнести к таким обещаниям:

1. «Я больше никогда не сделаю этот (или любой другой) грех!»

Моя дочь на днях обманула меня, и когда я с ней строго поговорил, она искренне, смотря мне в глаза, пообещала: «Папа, я больше никогда не буду тебя обманывать!». На что я ей ответил: «Хорошо, что ты этого желаешь, но плохо, что ты это обещание мне давала уже много раз, но все так же продолжаешь грешить этим грехом! Но знаешь, кто может тебе помочь? Иисус!». И я говорил с ней про Евангелие.

Конечно, когда мы каемся и в покаянии исповедуем свое желание больше никогда не грешить — это хорошее состояние сердца. Я верю, что от некоторых грехов мы можем навсегда избавиться уже здесь, на земле. Но все-таки мы не в силах исполнить все наши желания больше не грешить.

Наши обещания больше никогда не злиться, не опаздывать, не лгать, не лениться и другие, думаю, очень трогательны. Но едва ли исполнимы в полной мере здесь, на Земле. Бог знает нашу человеческую сущность и настойчивость дьявола, поэтому не требует от нас подобных обещаний. Но, согрешив, мы можем вновь найти прощение и утешение в Его объятиях.

2. «Я никогда не женюсь (не выйду замуж)!»

Такое обещание дают некоторые молодые люди, чаще всего после неудачной попытки вступить в брак. Потом они живут под бременем поспешно сказанных слов, жалея, что им досталась такая доля. Ну что же, лучше покаяться перед Богом за свою неразумность и поспешность и создать семью, чем всю оставшуюся жизнь, не имея дара безбрачия, жить в одиночестве, греша не только ропотом, но и своим невоздержанием.

3. «Я обещаю пожертвовать большую сумму, если ты мне поможешь!»

Один брат, опаздывая на важную встречу, никак не мог припарковать автомобиль. И вот, кружась вокруг здания, он произнес: «Господи, если ты усмотришь мне парковку, то я сегодня же пожертвую тебя сто тысяч…». Не успел он договорить слово «рублей», как увидел, что парковочное место освобождается, и тогда он в спешке продолжил: «…хотя знаешь, спасибо, но я уже решил вопрос сам!».

Находясь под прессом обстоятельств и отчаянно нуждаясь в их решении, мы начинаем взывать к Богу и засыпать Его разными обещаниями, чтобы как-то обратить на себя Его внимание. Но как только острота вопроса спадает, мы говорим: «Спасибо, но я уже решил этот вопрос». Как только проблема решилась, мы склонны изменять условия, откладывать выполнение обещания на потом.

Почему мы обещаем

Как правило, мы даем обещание или из-за чувства вины или из-за особого усердия.

Чувство вины – плохой повод давать обещание перед Богом. Мы тем самым сводим наши отношения с Ним на человеческий уровень. Это перед людьми, желая придать какой-то вес своим словам, мы даем обещания. Мы как бы просим у человека кредит доверия, обязуясь всё исполнить и тем самым вернуть утраченное доверие. Но Бог знает нас и наше сердце. Поэтому просить Его ещё раз поверить нам нет необходимости, ведь Он все знает наперед.

Другое дело, когда мы даем обет Богу из-за усердия или любви к Богу. Именно такое обещание описано в прочитанном тексте (Числа 6). Этот текст помогает нам увидеть, какие обещания угодны Богу и являются мудрым подходом к этому вопросу.

Какое обещание угодно Богу

1. Обещание должно быть взвешенным.

«… если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу» (Чис.6:2)

Сказано: «если решится». Этот обет не был обязательным, но принимая его, человек должен был понимать, на что он идет и Кому дает свое обещание. Писание говорит нам:

«Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом [Божиим]: "это - ошибка!" Для чего тебе [делать], чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?» (Еккл.5:3-5)

Существует несколько обещаний, которые большинство христиан давало Богу. Это обещание доброй совести при крещении (1 Пет 3:21) и обещание хранить верность в браке. Особенность этих обетов заключается в том, что они даются однажды и ответственность за их исполнение человек берет на себя до конца жизни. Человек, не исполнивший или нарушивший данные обеты, несомненно, нуждается в покаянии и восстановлении заветных отношений. Поэтому в  баптистских церквях перед тем, как дать один из этих обетов Богу человек проходит специальное обучение, чтобы получить достаточную информацию о том, что для него будет значит это обещание и Кому он будет его давать.

Есть еще множество других обещаний, которые мы даем Богу. Например, с понедельника начать каждый день молиться, регулярно читать Писание, ежедневно рассказывать Евангелие неспасенным, не тратить драгоценное время на компьютерные игры. Каждое из этих решений достойно похвалы и, несомненно, благословляется Богом. Но большинство все-таки заканчиваются разочарованием по одной из двух причин: лени или самоуверенности.

2. Обещание должно иметь временные рамки.

«…Во все дни, на которые он посвятил себя в назореи Господу…» (Чис.6:6а)

Обет назорейства не был обязательным по закону, но если человек хотел особым образом почтить Бога, то это желание благословлялось Им. В то же время текст говорит о некотором сроке, в течение которого человек мог ограничивать себя в различных сферах жизни по обету назорейства. Еврейские комментаторы считают, что речь идет о месяце, но при желании можно было продлить срок на следующие 30 дней и так несколько раз.

Хороший принцип! Например, если вы в новогоднюю ночь принимаете решение каждый день в следующем году читать Библию, а до этого чтение Писания было у вас крайне нерегулярным, то начните с месяца. Это все же более реально. Поставьте себе такую цель и двигайтесь к ней с Божьей помощью.

3. Обещание должно идти под руку с сердечным упованием на помощь Бога.

Хорошим примером могут послужить слова Джонатана Эдвардса, который в преамбуле к своим решением написал следующее: «Остро осознавая, что без Божьей помощи я ничего не могу сделать, я смиренно прошу у Бога благодати сделать меня способным придерживаться этих решений, пока это согласуется с Его волей и совершается ради Христа».

Да поможет нам Бог иметь такую ревность по Божьему делу и Его славе, которая будет побуждать нас к особому посвящению себя поклонению Ему и желанию исполнять Его волю. Да поможет Он нам при этом не давать необдуманных и самонадеянных обетов. А те, на которые мы решимся, давать в осознании нашей полной зависимости от Бога.


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.