Семейное поклонение

Семейное поклонение

Проблемы семейного поклонения

Семейное поклонение – это хорошо и очень нужно. Но где взять время? Как вообще собрать семью вместе? О чем говорить с детьми и женой на таком общении?

У нас дома я понимаю: формальное собрание не пройдет. Когда дети были маленькими, их легко было рассадить на диванчике, было гораздо легче с ними петь Слово Божие, читать Слово, учить наизусть Слово и молиться Словом Божиим. Но сейчас, когда они повзрослели, я не могу по часам, по расписанию их собирать, сажать на диван и говорить маленькую проповедь, завершая молитвой. 

Мне больше всего хочется сделать так, чтобы общение вокруг Христа было не формой, а такой вот обычной частью жизни моих детей. Чтобы это им нравилось, чтобы они считали это чем-то родным.

Бог заслуживает того, чтобы мы поклонялись ему на всяком месте - и это было в радость. Чтобы это было очень ценно для меня, и чтобы это было дорого и важно для детей и жены. 

Пример Авраама

Меня вдохновляют слова Писания. Я вижу там отцов, которые привычно, даже обыденно, но при этом посвященно привлекали детей к служению Господу. Это подразумевалось само собой. Таким был и Авраам. Он взял своего мальчика на гору, чтобы принести его в жертву:

«И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему: … отец мой! Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли [далее] оба вместе» (Быт.22:6-8)

Что мы видим? 

  • Отрок видит, что чего-то не хватает, и спрашивает у отца: «А где жертва?». То есть он уже много раз бывал с отцом в такой ситуации и знает, что для поклонения Богу нужна жертва. 

  • Жена спокойно их отпускает – значит, это была уже не первое жертвоприношение. Сарра привыкла, что отец с сыном поклоняются Богу, а за ними и вся семья. 

Ну а теперь практический вопрос.

Как формировать евангельскую культуру в доме?

Культура Евангелия – это как если бы в доме с нами жил Христос, а с Ним - счастье и искупление. Над такой культурой приходится потрудиться. Нужно создавать для этого условия. Культура Евангелия – это не только знать Евангелие, но и проживать его.

У нас живет на небольшой площади семь человек. Это семь разных характеров, семь уже довольно взрослых людей, которые сошлись вместе не по своей воле: мы с женой добровольно соглашались жить только друг с другом. 

А что касается наших детей, то мы не выбирали их. Они просто появились уже готовые. И они тоже не решали, в какую семью прийти. Поэтому мы просто должны научиться жить вместе, научиться любить тех, кто есть. 

Уже здесь нам крайне необходимо Евангелие. Каждому до самого маленького Вани. Христос нужен нам, чтобы просто жить вместе. 

Но мы сейчас ставим перед собой более серьезную задачу – прославить Господа в нашем доме. Это значит наполнить дом радостью, свежестью и полетом. Это должно быть в воздухе комнат. Христос должен звучать в наших словах, в наших домашних делах.

Я, дети и жена должны выходить из дома снаряженными, подготовленными, чтобы прославить Его среди этого мира. Чтобы быть верными на учебе, на работе, в церкви. Как тут без Христа, я вообще не представляю. 

Как они смогут быть такими, если в доме склоки, ссоры, обиды, молчание, отчуждение? Если они не-то что перед едой помолиться, они даже просто общаться неспособны. Это дух не мира, а беспорядка и зла.

Поэтому нам каждый день нужно бежать ко Христу, напоминать себе и детям о Христе. Это должно быть чем-то незыблемым в нашем доме. Да, у нас бывают бури и разборки. Но это должно быстро прекращаться. И снова возвращаться доброта и юмор. 

Христос – это скала, на которую забирается наша семья. Вот как оно выглядит.

1. Читать вместе книги

Вот, к примеру, вы уверены, что ваши дети четко понимают, в чем состоит Евангелие? Надо, чтобы они это знали, как свои пять пальцев. Чтобы не путались в показаниях, а четко могли сказать, в чем состоит Благая весть. 

Я как-то задался этим вопросом, и сел с ними читать книгу «Евангелие для настоящей жизни» Джерри Бриджеса. Вот прямо взял, и целую главу им читал в один вечер. А они все впятером сидели передо мной на диванчике. 

Им было интересно, как будто собрались фильм посмотреть. Сложная книга, но дослушали. Я задал вопросы, они ответили. Мы помолились. 

Потом через время – еще главу. Конечно, это книга не для маленьких: у меня ребята большие уже, все переросли начальную школу. 

А для маленьких можно взять «Росточки веры» МакАртура, или вот у Сологуба Сергея вышла недавно книга «Алфавит семейного поклонения». Можно проходить с детьми катехизис - это вопросы и ответы, которые легко запомнить наизусть.

Главное – читать что-то вместе и рассуждать. Читать и учиться. Читать Библию и учиться. 

Евангелие – это больше, чем четыре духовных закона. Это радость в Иисусе, это каждый день жить Христом, ощущать себя одновременно грешником и прощенным. Это ставить Христа в центр всех моих решений. Это любить и прощать людей, как Христос. 

Но начинается все с возрождения – и детям нужно это четко обозначать. Чтобы они стремились к этому, искали спасения.

2. Указывать на греховность

Чаще всего в нашей семье евангелие начинает звучать с темы о греховности. Дети часто грешат, и я строго им на это указываю. Причем стараюсь сказать, что это не просто ты плохие слова говоришь, нельзя так. А ты согрешил против Бога. Богу неприятно твое поведение. Он умирал за тебя, а ты плюешь на Него. Любишь свой грех, а не Христа. 

Почему это важно? Потому что культура Евангелия там, где есть ощущение нужды в Боге! Дети не станут ценить жертву Христа за них, если не ощутят себя глубоко порочными, грешными, неспособными себя изменить. Я говорю младшему сыну: «Видишь, как много плохого исходит из твоего сердца. Ты задираешь своих братьев, ты дразнишься, и им неприятно. Это все твоя внутренняя чернота. Моли Бога изменить тебя». 

Обличайте не просто поведение, а размышляйте с детьми о самих причинах греха, мотивах, почему мы грешим. Исповедуйтесь сами перед детьми, раскаиваясь не в плодах, а в корнях грехов, чтобы они понимали, как выглядит настоящее покаяние. “Я был эгоистичен, я возлюбил в этот момент больше себя, чем Бога. Христос этому не учит”. 

Примерно до семи лет я сопровождал мои обличения еще и ремешком. И это было очень действенно. Теперь ребенку достаточно обличительного слова, достаточного какого-то лишения. Я могу лишить детей на время телефона, айпада, развлечения. Но все это я делаю, чтобы они скорбели о своей порочности. Чтобы разочаровались в себе и бежали ко Христу. 

Антиевангельская культура – это когда мы гордые, самодостаточные, самохвалы, оттачивающие внешнее поведение только. Когда наказываю детей из обиды, от злости. От горечи, что они опозорили меня перед людьми. А потом не разговариваю два дня.

Евангельская же культура в том, что я вместе с ними признаю грех и совершаю покаяние перед Христом за грехи. И сразу восстанавливаются наши отношения.

3. Радоваться со Христом

После обличения во грехе евангельский дух выражается в праздновании. Я хочу, чтобы дети видели – с Богом всегда жизнь самая лучшая. Это самая классная, насыщенная, радостная и наполненная смыслом жизнь. 

  • Мы много шутим, играем, разделяем вместе застолье. 

  • Мы ценим одаренность каждого из нас в семье, что делает нашу жизнь красивей и лучше. Ева с Ваней обеспечивают нам живую музыку, Эмма украшает дом дизайном, Лев все чистит и чинит, Иосиф готовит торты.

  • Мы принимаем гостей – и это нас всех обогащает, мы ценим это. 

  • Мы путешествуем с детьми и наслаждаемся Христом на природе. 

  • Мы идем в церковь, как на праздник. На малую группу, как на что-то особенное. На конференции я их беру с малых лет. Это их впечатляет.

Все это дух Евангелия. Христос приглашает людей не к унылому заучиванию каких-то правил, а на пир! Он повсюду ходил и звал людей на царское застолье! Его даже ругали, что он слишком много веселится, ест и пьет с грешниками. 

Покажите детям, что не у мирских людей самая веселая, мудрая и интересная жизнь, а у детей Божьих! Вот он, Евангельский дух.

4. Задавать серьезные вопросы

Есть вопросы, о которых забывают. Которые мы обычно избегаем поднимать дома. И я сознательно настраиваю себя задавать их детям. Например, 

  • Спасен ли ты? Почему ты считаешь, что не спасен?

  • Как ты понимаешь спасение? Что нужно сделать, чтобы спастись?

  • Читаешь ли ты Библию? Молишься ли ты за себя, за одноклассников, за учителей?

  • Как ты растешь духовно? Борешься ли ты с какими-то грехами?

  • Какие цели ты ставишь перед собой для жизни? 

Не думайте, что дети как-то сами собой решат эти вопросы. Это глубокие и сложные вещи. Здесь нужен наставник. Эти вопросы касаются жизни и смерти. Касаются смысла жизни вашего родного человека. 

Я убедился, что именно эти вопросы реже всего задают люди в семье друг другу. Как-то неудобно. Да и что лезть к нему в душу. Дух Святой сам научит. 

Нет. Евангельский дух – это не лезть в душу, это открыто говорить о том, что ценно. Это не надоедать сыну с расспросами, а самому рассказывать, направлять, делиться. Потому что это и есть самые главные вещи в жизни. Как же о них не говорить?

5. Позволить видеть жизнь родителей

В обычной текучке дней дети видят худшие ваши проявления. Они часто видят, что вы ведете себя совсем не как Христос. Просите Бога помочь вам, чтобы дети увидели дома и самые лучшие ваши проявления. Чтобы они увидели в вас Христа, искреннего, настоящего. Культура Евангелия – это культура открытости!

Пусть они видят этих двух, мужчину и женщину, несовершенных, грешных, но упорно идущих обратно ко Христу, к Библии, к евангельским ценностям. А не притворщиков, которые играют роль святых, когда это им выгодно. 

Семейное поклонение – это и ваши минуты исповедания перед детьми, ваше прощение друг друга ради Господа, ваше восстановление здоровых отношений. Все это славит Христа. 

Откуда взять силы

Я хотел бы завершить словами Христа. Это мощно. И меня, как отца, это утешает и ободряет двигаться дальше. 

«Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:7,8).

Этот текст - о сошествии Духа Святого на землю. Но я хочу обратить ваше внимание на бессмертный принцип Бога, который звучит здесь на все времена. 

Не переживайте за своих детей: когда же они обретут спасение? Христос говорит: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти». Бог Сам решал, когда именно поселится на земле Дух Святой. Бог Сам решит, когда кому послать спасение из ваших детей.

Вы можете переживать за себя: где же взять столько сил, чтобы быть хорошим родителем, чтобы у нас в семье было хорошее семейное поклонение? Христос говорит: «Вы примете силу Духа Святого и будете мне свидетелями». Это произошло с апостолами, это происходит и с нами.

Понимаете, силу того Духа, который сотворил землю, победил ад и открыл нам двери Царства Небесного. Это же силища! Эта сила дана нам, чтобы мы могли быть свидетелями своим детям. Бог помогает рассказать детям о самом прекрасном, что случилось с нами в жизни – об Иисусе. 

Вы не одни! Христос с вами проводит семейное поклонение в вашем доме.


Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.