3 способа учить детей Библии

3 способа учить детей Библии

Трое моих внуков недавно совершили свой ежегодный летний визит в наши знойные края. Они также взяли с собой своих родителей в качестве компаньонов, что было довольно приятно.

Всякий раз, когда двое или трое моих внуков собираются около меня более чем на 24 часа, я пользуюсь возможностью сделать одну из двух вещей: разучить и разыграть спектакль или открыть двери "летней библейской школы имени дедушки". Старшей из приехавших внуков за время ее пребывания исполнилось 5 лет, а ее братьям 2 и 9 месяцев. Они еще слишком юны для Короля Лира, так что мы остановились на летней библейской школе имени дедушки.

Когда они уезжали, они уже знали наизусть четыре лица херувимов (включая правильные движения рук), план повествования о сотворении, основные элементы сотворения и краткое изложение книги Бытия. В следующий раз, когда они будут со мной, мы займемся Исходом, и я научу их, как приносить друг друга в жертву.

Я преподаю Библию маленьким детям — в основном своим собственным — уже более 35 лет, с тех пор, как мой старший сын стал ползать. За эти годы я научился нескольким вещам. Вот три урока для вас.

Рассказывайте библейские истории

Бог говорил с Израилем много раз и многими способами (Евр. 1:1-3). Он изрек Закон на горе Синай, изрек мудрость устами царей, жгучие и сокрушительные слова устами пророков и, наконец, изрек Себя в своем Сыне, Слове. Порядок книг Библии — это порядок созревания Израиля и человечества по мере того, как мы растем от детского рабства к взрослой свободе (ср. Гал. 4), от священника до царя, от пророка до полного возраста Христова.

Не случайно библейская история созревания начинается с длинной книги рассказов. С этого мы начинаем. Прежде чем мы научимся говорить, ходить или абстрактно мыслить, мы изучаем истории. Яхве — лучший родитель. Еще до того, как Израиль получил Тору, скинию, сложную систему жертвоприношений, землю или монархию, у них были истории, драматические семейные повествования.

Бог давал нам истории, потому что он хотел, чтобы мы читали, рассказывали и пересказывали, жили в самих историях и по ним. Начните с них. Рассказывайте истории. Они запомнят их.

Когда мои дети были маленькими, мы проводили семейное поклонение почти каждый вечер после ужина. Я открывал Библию, лежавшую у меня на коленях, и пересказывал историю. Мы начали с Книги Бытия и продолжали идти, пока не дошли до конца Деяний, затем мы снова начали с Книги Бытия и повторили процесс. Я не могу вспомнить, сколько таких циклов мы прошли, но я часто повторялся, потому что дети продолжали появляться на свет. По мере того как мои дети становились старше, мы изучали остальные книги Нового Завета и вместе читали отрывки из них. Но прежде всего, однако, я пытался подсадить их на Библию, рассказывая истории.

Мы испытываем искушение пролистать истории, чтобы добраться до морального ядра. Мы склонны игнорировать детали, чтобы сфокусироваться на абстрактном доктринальном содержании. Писание преподает нравственные уроки, и библейские истории имеют доктринальное значение. Мы должны научить наших детей всему этому. Но Бог давал истории, потому что он хотел, чтобы мы читали, рассказывали и пересказывали, жили в самих историях и по ним.

Так что начните с них. Рассказывайте истории. Они запомнят их.

Показывайте им Иисуса

В течение 40 дней между своим воскресением и вознесением, Иисус учил своих учеников Библии (Лк. 24). Он учил двух учеников по дороге в Эммаус, а затем остальных 11. Лука говорит нам, что он учил всему Ветхому Завету - Моисею, пророкам (большим и малым) и псалмам. Он учил "всему, что было сказано о Нем". Сам Иисус нам говорит: вся Библия - о Нем.

Библия - это книга книг, великая история с множеством маленьких историй внутри. Все эти маленькие истории связаны с большой историей, потому что все маленькие истории являются частью истории Иисуса. Эти истории - кусочки головоломки. Как сказал Иреней, как только мы сложим все эти кусочки вместе, то увидим портрет славного, прекрасного царя.

Все эти маленькие истории связаны с великой историей, потому что все маленькие истории являются частью истории Иисуса.

Какие же кусочки мозаики нам нужны? Во-первых, персонажи. Покажите им, что Иисус лучше Адама, потому что он противостоит дьяволу в пустыне, когда Адам не смог победить дьявола в Эдемском саду. Покажите им, что на Иисуса напали Его братья, как и на Авеля напал Каин, а на Иосифа - его братья. Покажите им, как Самсон победил в момент своей смерти, и как Иисус победил на кресте. Когда вы будете читать про Иеремию, - плачущего пророка, - напомните им, что Иисус тоже плакал.

Ищите также и повторяющиеся события. В начале Евангелия от Матфея Иисус бежит от царя-убийцы в безопасный Египет, возвращается и вырастает, крестится в Иордане, уходит в пустыню, чтобы подвергнуться искушению, а затем учит людей о Законе на вершине горы. Он снова переживает историю Израиля: рабство в Египте, убийство израильских младенцев фараоном, исход и пустыню, Синай и Закон. Если вам хватит смелости пойти по книге Левит, то продолжайте напоминать им, что Иисус приносит окончательную, совершенную жертву, которая возвращает нас к Отцу.

Библия не просто связывает всех и вся с Иисусом. Она соединяет всех и вся со всеми и всем остальным. Ной - это новый Адам и прообраз Иисуса. Давид сражается, как один из судей, Езекия - новый Давид, а Иеремия сходен с Моисеем.

Я часто говорил своим детям: "Ух ты! Это в Библии в первый раз. Это первый раз, когда мы видим такого персонажа!" "Ничего себе, кто-то в первый раз умер от травмы головы", - сказал я, рассказывая историю Давида и Голиафа. "Первый раз, когда кто-то утонул." "Первый раз, когда кто-то почти умер и вернулся к жизни". "Это первый мужчина, который познакомился со своей будущей женой у колодца." Они знали, что это мой сигнал, указывающий на обратное. "Нет! Другие люди тоже умирали от ранений в голову", - и перечисляли Сисару и Авимелеха, а также раздавленную голову змея. "Все встречают свою будущую жену у колодца!"

Дети естественным образом проводят параллели, и перестают это делать только тогда, когда мы отучаем их от этого. Они не знают слова "типология" или "прообраз", но они понимают их смысл. Используйте это.

Пойте тексты Библии

Несколько лет назад, служа пастором в штате Айдахо, я возглавлял церковную летнюю библейскую школу для детей младшего возраста. Я написал несколько песен, чтобы помочь им изучить принципы библейского богословия. Я поздно осознал силу пения, но теперь я не буду даже пытаться учить детей по-другому. Пение или напевание делает Библию запоминающейся и ритмичной. Она впечатывает Библию в мозг и тело ребенка.

Я попытался сделать песни веселыми. Я не хотел, чтобы они выходили просто забавными. Я хотел, чтобы песни закладывали фундамент для чтения и размышления о Библии, которые будут направлять детей, когда они вырастут. Я не хотел, чтобы они потом отвергли Библию как что-то детское.

Не стоит недооценивать то, что ребенок может узнать о Писании. Они могут запомнить больше, чем мы думаем, и получать удовольствие, делая это.

Позвольте мне привести пример. Книга Бытия начинается с трех падений, кульминацией которых является великое разрушение - потоп. После потопа и Вавилона история сосредотачивается на трех патриархах, которые начинают обновлять мир, обращая вспять три падения. Все это выглядит так (жирные слоги подчеркнуты):

  1. Адам, Каин и сыны Божьи (три падения)
  2. ВУХ! (потоп; сделать широкий мах рукой, как будто это огромный поток воды)
  3. Вавилон
  4. Авраам, Иаков, Иосиф (три патриарха)

Адам грешит и не повинуется Яхве, а Авраам повинуется - даже если это будет стоить ему сына. Каин убивает Авеля; Иаков же - Авель, который спасается от своего кровожадного брата Исава. Сыны Божьи смешиваются с дочерьми человеческими и развращают мир; Иосиф сопротивляется соблазнению и кормит мир.

Выбирайте исполнителей, которые поют Писание. (Далее автор рекомендует канадского исполнителя, что не актуально для русскоговорящей аудитории. Но мы точно можем порекомендовать церковь "Ковчег" (Днепр) или Русскую Библейскую Церковь (Москва). Тексты их песен насыщены Писанием - прим. перев.)

Преподавайте Библию

Может быть, это самый важный урок: Я рано научился не недооценивать то, что дети могут узнать о Писании. Они могут запомнить больше, чем мы думаем, и получать удовольствие, делая это.

Я узнал, что дети охотно откликаются на голос своего Отца, с одним условием - если я учу их Библии, а не использую Библию, чтобы учить их чему-то еще.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.