Как же мы сегодня нуждаемся в христианах с трезвым умом! В век, когда буйные ветры религиозного плюрализма и «прогрессивной» толерантности сталкиваются с порывами глобализации, настоящей армией новых гаджетов и постоянным потоком ежесекундных новостей, мы как никогда подвержены отвлечению и рассеянности, а вместе с ними хаотичности мыслей и откровенной путанице. Мы не знаем, то ли переживать из-за всех этих новостей, то ли заглушать свой помутнённый и обеспокоенный разум в Пинтересте, мобильных играх или футболе.
Трезвая рассудительность всегда пользовалась большим спросом, но сейчас её нехватка достигла рекордных показателей. В нынешнюю информационную эпоху мы получили небывалый доступ к ресурсам, которые повышают IQ, но сам по себе интеллект подвержен крайностям и отсутствию баланса, если не подкрепляется эмоциональным интеллектом (EQ). Называйте это мудростью, рассудительностью или просто освящённым здравым смыслом, но библейская трезвость ума сейчас в дефиците. Нам стоит задуматься, ведь это качество является стержнем здравой христианской церкви и христианской жизни. К счастью, Бог многообещающе показывает, что трезвость ума можно развивать и взращивать.
Важность трезвости ума
Трезвость ума – одно из первых упомянутых качеств, которым должны обладать церковные руководители (здесь и далее Новый русский перевод 1Тим.3:2) и их жёны (1Тим.3:11). Это первый призыв к старцам в церкви (Тит.2:2) и одно из указаний Павла своему ученику Тимофею: “Но ты во всем будь трезв” (2Тим.4:5).
Наше общество становится всё более постхристианским, и мы, идя вперёд на ощупь, как никогда раньше нуждаемся в том, чтобы наши пасторы, пресвитеры и как можно больше членов церкви мыслили рационально и ясно. В сбившемся с толку окружении нам нужны примеры людей, которые не бросаются в крайности, не “обращаются к мифам” (2Тим.4:4) и не будут “расточать свое время на всевозможные россказни и бесконечные родословные. Это лишь порождает споры, а не способствует успеху дела Божьего, которое строится на вере” (1Тим.1:4). У руля церкви нам нужны служители веры, любящие жертвенной любовью, а не псевдо-философы, увлекающиеся пустыми спорами.
Когда в мире так недостает ясности ума и здравомыслия, очень обнадёживает тот факт, что рассудительности и трезвому уму можно научиться. Их можно развить и освоить со временем, как пишет Павел в наставлении о трезвом суждении Тимофею и нам:
▪ “Не трать время на безбожные россказни, пристойные разве что старухам, а развивай в себе благочестие” (1Тим.4:7).
▪ “Не занимайся безбожным пустословием и спорами о том, что ложно называют знанием. Увлекшись этим, некоторые ушли в сторону от веры” (1Тим.6:20-21).
▪ “Напоминай им об этом. Предупреждай их перед Богом, чтобы они не занимались обсуждением бессмысленных вопросов. Это не приносит пользы, а лишь вредит тем, кто слушает. Старайся представить себя Богу человеком испытанным, работником, которому нечего стыдиться, который правильно передает слово истины. Избегай безбожных и пустых разговоров, потому что те, кто этим занимается, отдаляются все дальше и дальше от Бога. Учение таких людей будет распространяться как гангрена” (2Тим.2:14-17).
▪ “Не вмешивайся ни в какие глупые и невежественные споры, ты знаешь, что они приводят только к раздорам” (2Тим. 2:23).
Старушечьи россказни, безбожное пустословие, бессмысленные вопросы, глупые и невежественные споры... Человек трезвого ума не отклоняется от главного, от Евангелия (1Кор.15:3), не отвлекается на второстепенное. Это значит, что в полном излишеств мире мы должны вновь поставить во главу угла и возрадоваться сути нашей веры. В мире, где столько эксцентричности и бесконечных увлечений, наше внимание должна поглощать “вера, раз и навсегда доверенная святым” (Иуды, стих 3), то, “о чем ты слышал от меня при множестве свидетелей” (2Тим.2:2), а не любопытные теории и новомодные гипотезы.
Шлем спасения
Где же искать помощи? Куда нам идти, чтобы прояснить свой затуманенный разум? Верное направление указано в первом послании к Фессалоникийцам 5:4-8:
“Но вы, братья, не во тьме, чтобы День этот застиг вас внезапно, как вор. Вы все сыны света и дня. У нас нет ничего общего с ночью или с тьмой, поэтому не будем спать, как другие, но будем бодрствовать и оставаться трезвыми. Ведь спящие спят ночью и пьяницы напиваются ночью. Но раз мы принадлежим дню, то давайте же оставаться трезвыми, одевшись, как в броню, в веру и любовь, и, как шлем, надев на голову надежду на спасение”.
Именно стих 8 указывает нам путь к формированию трезвого ума: “надежда на спасение”. Это шлем для защиты нашей головы. Евангельская надежда хранит наш разум в развернувшейся вокруг битве, позволяет нам перевести взгляд от нынешнего смятения на неизбежность победы. Самые трезвые мыслители мира до дна испили чашу Евангелия.
В центре того благого дела, которое начал в нас Бог (Фил.1:6), находится развитие в нас проницательности, трезвого ума “и всякой рассудительности, чтобы вы могли определить, в чем заключается лучшее для вас” (Фил.1:9-10). По мере того, как мы постепенно возрастаем в святости, мало-помалу приходят в порядок наши мысли. Вдыхая евангельский воздух и насыщаясь духовной пищей Божьего Слова, наш разум становится более упорядоченным под действием притягательной силы Иисуса.
Во Христе мы все больше и больше “обновляем образ мыслей” (Еф.4:23) и “преображаемся, обновляя наш разум, чтобы мы сами могли постигать волю Божью, благую, угодную и совершенную” (Рим.12:2). По мере возрастания в здравомыслии христианин учится “не воображать о себе слишком много, судить о себе здраво” (Рим.12:3), и не только лишь о себе.
Хозяин любой ситуации
Возрастание в трезвости ума не только является частью христианского освящения, у нас есть также прямой доступ к ее источнику в Самом Богочеловеке. “И мы все с открытыми лицами видим, как в зеркале, сияние славы Господа и изменяемся, становясь все больше похожими на Него” (2Кор.3:18). Если в нас живет Дух Божий, то мы имеем ум Христов (1Кор.2:15-16), и преображение в Его образ (Рим.8:29) происходит также и в нашем разуме.
Никто и никогда не обладал более трезвым умом, более ясными мыслями, более объективной оценкой и большей рассудительностью, чем Иисус. Во времена Соломона о его великой мудрости знал весь мир, но с приходом Иисуса явился “Тот, Кто больше Соломона” (Матф.12:42). В Иисусе “сокрыты все сокровища мудрости и знания” (Кол.2:3). Мудрость и трезвость ума делают Его “Хозяином любой ситуации”, – пишет Джон Пайпер. “Одна из причин, почему мы восхищаемся и доверяем Иисусу превыше всех остальных, заключается в том, что Его знание и мудрость непревзойдённы” (“Видя и наслаждаясь Иисусом Христом”).
Христос – лучшее средство
Мало того, что Его мудрость не имеет себе равных, Он еще и свободно ею делится. “Я дам вам такие слова и такую мудрость, что никто из ваших противников не сможет противоречить или противостоять вам” (Луки 21:15). “Если кому-то из вас недостает мудрости, пусть просит у Бога, Который, не упрекая, щедро наделяет ею всех, - и ему будет дано” (Иак.1:5).
В эпоху бесчисленных отвлечений и рассеянности нет лучшего средства от затуманенного разума и суетной жизни, чем трезвый ум Христа.