Библейские требования к дьяконам и их обязанности

Библейские требования к дьяконам и их обязанности

Кто может стать дьяконом? Чем следует заниматься дьякону согласно Библии?

ДВЕ БИБЛЕЙСКИЕ ДОЛЖНОСТИ: ПРЕСВИТЕРЫ И ДЬЯКОНЫ

Сопоставление должности дьякона с должностью пресвитера поможет нам ответить на эти вопросы. Основными духовными лидерами церкви являются пресвитеры, которые в Новом Завете также называются руководителями или пасторами. Пресвитеры учат и проповедуют Слово, а также заботятся о душах паствы, находящейся под их опекой (Ефесянам 4:11, 1 Тим. 3:2, 5:17, Титу 1:9, Евр.13:17). Дьяконы также играют значительную роль в жизни и здоровье поместной церкви, но их роль отличается от роли пресвитеров. Библейская роль дьяконов заключается в том, чтобы заботиться о физических, административных и хозяйственных нуждах церкви, чтобы пресвитеры могли сосредоточиться на своем основном призвании.

Это различие основано на образце, описанном в Деяниях 6:1-6. Апостолы пребывали «в молитве и служении слова» (стих 4). Поскольку это было их основным призванием, то для решения более практических нужд были избраны другие семь человек. Это дало апостолам свободу продолжать свою работу.

Такое разделение труда похоже на то, что мы видим с ролями пресвитера и дьякона. Подобно апостолам, главная роль пресвитеров — проповедовать Слово Божье. Подобно семи, дьяконы служат церкви в различных практических нуждах.

ТРЕБОВАНИЯ К ДЬЯКОНАМ

Единственный отрывок, в котором упоминаются требования к дьяконам, — это 1 Тимофею 3:8-13. В этом отрывке Павел дает формальный, но не исчерпывающий список требований к дьяконам.

Сходство требований для дьяконов и пресвитеров/руководителей в 1 Тимофею 3 поразительно. Подобно требованиям для пресвитеров, дьякон не должен иметь зависимостей (стих 3) или быть корыстолюбивым (ст. 3), но быть непорочным (ст. 2, Титу 1:6), мужем одной жены (ст. 2), способным хорошо управлять домом своим и воспитывать своих детей (ст. 4-5). Кроме того, основное внимание в требованиях уделяется характеру человека: дьякон должен быть зрелым и беспорочным. Основное различие между пресвитером и дьяконом — это различие в дарах и призвании, а не в характере.

Павел указывает девять требований к дьяконам в 1 Тимофея 3:8-12:

  1. Честны (ст. 8): Этот термин обычно относится к тому, что является почетным, уважаемым, ценным или достойным и тесно связано с «благочинностью», которая перечисляется среди требований к пресвитерам (1 Тим. 3:2).
  2. Не двоязычны (ст. 8): те, кто двоязычны, говорят одно определенным людям, но затем говорят что-то иное другим, или говорят одно, а подразумевают другое. Они двуличны и неискренни. Их словам нельзя доверять, поэтому на них нельзя полагаться.
  3. Не пристрастны к вину (ст. 8): Человек не подходит к должности дьякона, если он пристрастен к вину или другому алкогольному напитку. Такой человек лишен самоконтроля и недисциплинирован.
  4. Не корыстолюбивы (ст. 8): если человек любит деньги, он не может быть дьяконом, тем более что дьяконы часто занимаются финансовыми вопросами церкви.
  5. Здравый в вере и жизни (ст. 9): Павел также указывает, что дьякон должен «хранить таинство веры в чистой совести». Фраза «таинство веры» — это просто один из способов, которым Павел говорит о Евангелии (см. 1 Тим. 3:16). Следовательно, это утверждение относится к необходимости того, чтобы дьяконы, не колеблясь, держались за истинное Евангелие. Однако это требование включает в себя не только сами убеждения, поскольку он также должен придерживаться этих убеждений «в чистой совести». То есть поведение дьякона должно соответствовать его убеждениям.
  6. Беспорочны (ст. 10): Павел пишет, что диаконов необходимо «прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» (ст. 10). «Безпорочны» — это общий термин, относящийся ко всему характеру человека. Хотя Павел не указывает, какое именно испытание необходимо провести, как минимум, следует изучить прошлое кандидата, его репутацию и богословские убеждения. Более того, церковь должна исследовать не только моральную, духовную и доктринальную зрелость потенциального дьякона, но должна также учитывать опыт и плод человека в служении церкви.
  7. Благочестивая жена (ст. 11): имеются различные мнения касательно того, относится ли стих 11 к жене дьякона или к диакониссе. В этой статье мы предположим, что стих говорит о требованиях к жене дьякона. Согласно Павла, жены дьяконов «должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем» (стих 11). Как и ее муж, жена должна быть достойной уважения. Во-вторых, она не должна быть клеветницей или человеком, который занимается распространением сплетен. Жена дьякона также должна быть трезвомыслящей или умеющей владеть собой. То есть, она должна быть в состоянии верно судить и не должна участвовать в вещах, которые могут помешать такому суждению. Наконец, она должна быть «верной во всем» (см. 1 Тим 5:10). Это общее требование, которое функционирует аналогично требованию, чтобы пресвитеры были «безупречны» (1 Тим. 3:2; Титу 1:6), а дьяконы были «беспорочны» (1 Тим. 3:10).
  8. Муж одной жены (ст. 12): Лучшее толкование этой трудной фразы заключается в том, чтобы понять ее как относящуюся к верности мужа к его жене. Он должен быть «мужчиной одной женщины». То есть, в его жизни не должно быть другой женщины, с которой у него была бы интимная связь: будь то эмоциональная или физическая.
  9. Хорошо управляющий детьми и домом своим (ст. 12): Дьякон должен быть духовным руководителем своей жены и детей.

В целом, если моральное качество указано для пресвитеров, но не для дьяконов, это требование также применяется и к дьяконам. То же самое касается тех требований, которые указаны для дьяконов, но не для пресвитеров. Например, дьякон не должен быть двоязычным (ст. 8). Павел не говорит об этом прямо в отношении пресвитеров, но, без сомнения, это относится к пресвитерам, поскольку Павел сказал, что пресвитеры должны быть «безупречны», что должно включать и это качество.

Тем не менее, мы должны отметить различия в требованиях, поскольку они либо означают качество, которое в особенности необходимо этой должности для выполнения своих обязанностей, либо что-то, что было проблемой в том месте, куда Павел пишет (в этом случай, Эфес). Это станет более ясным, когда мы перейдем к рассмотрению обязанностей дьякона.

ОБЯЗАННОСТИ ДЬЯКОНОВ

В то время как в современной церкви должность пресвитера зачастую игнорируется, то должность дьякона часто понимается неправильно. Основываясь на Новом Завете, роль дьякона в основном заключается в служении. Дьяконы нужны церкви для обеспечения административной, хозяйственной и материальной поддержки, чтобы пресвитеры могли сосредоточиться на Слове Божьем и молитве.

В Новом Завете нет подробной информации о роли дьяконов. Требования, изложенные в 1 Тимофею 3:8-12, касаются характера и семейной жизни дьякона. Однако мы можем найти некоторые подсказки относительно роли дьяконов, если сравним требования к ним и пресвитерам. Хотя многие из требований одинаковы или очень похожи, есть некоторые заметные отличия.

Возможно, наиболее заметное различие между пресвитерами и дьяконами заключается в том, что дьякон не должен быть «учителен» (1 Тим. 3: 2). Дьяконы призваны хранить «таинство веры в чистой совести», но они не призваны «учить» этой вере (1 Тим. 3:9). Это говорит о том, что дьяконы не имеют официальной учительской роли в церкви.

Как и пресвитеры, дьяконы должны хорошо управлять своим домом и детьми (1 Тим. 3:4, 12). Но, говоря о дьяконах, Павел исключает раздел, где он сравнивает управление своим домом с заботой о Божьей церкви (1 Тим. 3:5). Причина этого упущения, скорее всего, объясняется тем фактом, что дьяконы не имеют руководящей или лидерской должности в церкви — эта роль принадлежит пресвитерам.

Хотя Павел указывает, что человек должен быть испытан, прежде чем он сможет начать служение дьякона (1 Тим. 3:10), требование о том, чтобы он не был новообращенным, не включается. Павел отмечает, что, если пресвитер будет из новообращенных, то он может возгордиться (1 Тим. 3:6). Одно из последствий этого различия может заключаться в том, что те, кто занимают должность пресвитера, могут быть более искушаемы гордостью, потому что они осуществляют руководство над церковью. Напротив, у дьякона, которому принадлежит роль слуги, меньше вероятность попасть в этот же грех. Наконец, должность «руководителя» (1 Тим. 3:2, НРП) подразумевает общую опеку над духовным благополучием собрания, тогда как должность «дьякона» подразумевает того, кто осуществляет труд, ориентированный на служение.

Помимо того, что мы можем почерпнуть из этих различий в требованиях, Библия не указывает четких функций дьяконов. Однако, основываясь на образце, установленном в Деяниях 6 в случае с апостолами и семью помощниками, лучше всего рассматривать дьяконов в качестве служителей, которые делают все, что необходимо, чтобы пасторы могли выполнить свое Богом данное призвание пастырства и наставления церкви в Слове. Подобно тому, как апостолы передали административные обязанности Семи, так и пасторы должны передавать определенные обязанности дьяконам, чтобы пасторы могли сосредоточить свои усилия на другом. В результате каждая поместная церковь может свободно определять задачи дьяконов, основываясь на своих конкретных нуждах.

Какие обязанности дьяконы могут нести сегодня? Они могут нести ответственность за все, что не связано с учительством и пастырством церкви. Такие обязанности могут включать:

  • Имущество церкви. Дьяконы могут нести ответственность за управление церковным имуществом. Это может включать в себя обеспечение того, чтобы место поклонения было готово для богослужения, а также наведение порядка и управление звуковой системой.
  • Служение милосердия. Подобно тому, что происходило в Деяниях 6:1-6 с ежедневным распределением пищи среди вдов, дьяконы могут участвовать в управлении средствами или другой помощью нуждающимся.
  • Финансы. Хотя пресвитеры должны следить за финансовым делами церкви (Деян. 11:30), лучше всего, чтобы повседневными делами занимались дьяконы. Это будет включать сбор и подсчет пожертвований, ведение учета и т. д.
  • Служение приветствия. Дьяконы могут нести ответственность за раздачу бюллетеней, размещение людей по местам или подготовку причастия.
  • Логистика. Здесь дьяконы могут помочь различными способами, чтобы пресвитеры могли сосредоточиться на учительстве и пастырстве церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В то время как Библия наделяет пасторов ответственностью за учительство и руководство церковью, роль дьяконов ориентирована на служение. То есть, они должны заботиться о физических или преходящих нуждах церкви. Заботясь об этих вопросах, дьяконы освобождают пресвитеров, чтобы те сосредоточились на заботе о духовных нуждах церкви.

И все же, несмотря на то, что дьяконы не являются духовными руководителями общины, их характер имеет первостепенное значение, поэтому дьяконов следует испытывать согласно библейским требованиям, изложенным в 1 Тимофею 3.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.