Девять признаков евангелия благосостояния

Девять признаков евангелия благосостояния

Как распознать евангелие благосостояния?

Первые девять лет моей жизни со Христом, а затем два года в христианском реабилитационном центре, сформировали подходящую почву для моего последующего служения в качестве пастора в контексте городской культуры. Для меня стало очевидным, что девять признаков здоровой церкви (по одноименной книге Марка Девера) представляют собой полезный фильтр, с помощью которого можно оценить любые поместные церкви, в том числе и те, что учат Евангелию благосостояния.

В результате этой проверки мы увидим, что такие церкви представляют собой чистую противоположность здоровой церкви, имеющей девять признаков здоровой церкви.

Некоторые примеры, приведенные ниже, уникальны и могли никогда вам не встречаться. Однако многие примеры универсальны и распространяются проповедниками через интернет, радио и телевидение. В связи с тем, что движение Евангелия благосостояния межконфессионально, не следует ассоциировать учение, описанное в этой статье, с какой-либо из деноминаций евангельских христиан.

Экспозиционная проповедь

Проповедь в церквях, проповедующих евангелие благосостояния, далека от экспозиционной. Вместо этого целью проповеди является мотивация слушателей к финансовым пожертвованиям: вы жертвуете, чтобы получить что-то взамен. Проповедники беспрерывно используют в своих интересах тексты, в которых говорится о приношении десятины или добровольных пожертвований. Они призывают слушателей "активизировать" свою веру, посеяв "семена веры", используя таким образом принцип взаимности, взятый из Божьего закона, ради собственного финансового обогащения.

Отдельные отрывки текстов Ветхого Завета обычно используются в качестве примеров щедрой награды от Бога за проявленную веру. Часто ради манипуляции слушателями используется текст Мал. 3:10. Проповедники Евангелия благосостояния подчеркивают два пункта из этого отрывка. Во-первых, они говорят слушателям, что те обкрадывают Бога, не жертвуя десятину. Во-вторых, они заверяют слушателей, что Бог хочет, чтобы они проверили Его, жертвуя больше: не даст ли Он больше им.

Но рассмотрим этот стих в надлежащем контексте. Израильтяне обкрадывали Бога, не жертвуя в достаточной мере в дом хранилища еду, которая служила для пропитания священников Израиля. Поэтому священники были вынуждены оставлять свои обязанности и начинать заниматься земледелием, чтобы выжить (Неем. 13:10-13). Господь побуждает Израиль проверить Его, проявив послушание. Если они это сделают, то получат награду подобно тому, как это было в прошлом (2 Цар. 31:7-10). Смысл всего этого ветхозаветного текста относится к конкретному историческому периоду жизни Израиля. Христианская проповедь на этот текст должна быть не просто повторением тех же требований и обещаний христианам на том же уровне. Да, здесь есть более широкое применение в том числе и для христиан, можно увидеть здесь и пожертвования, но сначала следует учесть различия между Ветхим и Новым Заветом, особенно природу обетований Господа Израилю и способ их исполнения для христиан во Христе.

Здоровая церковь использует проповеди для передачи Божьего слова Его народу. Она обличает слушателя Божьей истиной и ведет к покаянию, ободрению, чистоте, призывает к действию. Она также делает центром любого текста Евангелие, чтобы показать слушателям, какое важное и центральное место занимает Иисус Христос для верующего, живущего в послушании Божьему слову. Здоровая церковь пояснит верующему, что результатом святой жизни не обязательно будет финансовый успех, но обязательно благочестие, которое славит нашего Господа.

Библейское богословие

Евангелие благосостояния базируется на фундаментальной ошибке: человек якобы разделяет с Богом часть божественной сущности, и наши слова имеют такую же силу творить, как и слова Божьи. Для поддержания этого заблуждения часто используются такие места Писания как Пс. 81:6, Прит. 18:20-21 и Рим. 4:17. Часто утверждается, что человек является "богом" низшего порядка и обладает силой демонстрировать свою божественность, создавая вещи и управляя судьбой по своему слову, и даже указывая несостоявшемуся и ограниченному Богу, что делать ради нашей пользы и от нашего лица.

Но ни один из упомянутых выше текстов не доказывает эту идею. В тексте Пс. 81:6 псалмопевец взывает к Богу о безнравственных судьях, которые руководили Израильским народом. Бог напрямую обращается к судьям, сбившимся на путь греха, называя их "богами", чтобы подчеркнуть тот факт, что они судят народ от Его лица. Они должны были использовать Его закон как стандарт в своем суде. Уже в следующем стихе Господь напоминает им, что они не вечны. Напротив - они обычные смертные, которые не смогли жить и судить праведно. Этот отрывок не возводит человека до статуса полубога. Он также не наделяет человека способностью действовать, обладая суверенной властью. Вместо этого единственный истинный и живой Бог осуждает безнравственные действия этих судей.

Текст Прит. 18:20-21 показывает принцип, а не обещание, и из него можно вывести две истины. Первая заключается в том, что наши слова не программируют нашу судьбу, а показывают состояние нашего сердца. Вторая состоит в том, что иногда мы вынуждены терпеть последствия сказанных нами слов. Этот отрывок не обещает нам власть определять длину жизни. Он также не учит, что Бог бессилен нас спасти, если мы проклянем себя до смерти, как учат некоторые проповедники Евангелия благосостояния.

В Рим. 4:17 Павел учит о том, что Бог оправдал Авраама и сделал его отцом народов, пока тот был еще бездетным. Этот текст не имеет ничего общего с мыслью, что святые по своему слову воплощают в жизнь обогащение, продвижение по службе или даже спасение погибающих близких. Фактически этот отрывок утверждает истину о том, что только Бог может творить по Своему Слову.

Здоровая церковь наставляет своих членов в здравом учении, основанном на текстах Писания в их контексте. Здравое учение - это учение, которое дает слушателю библейскую подпитку, необходимую для духовного роста во Христе (2 Тим. 3:16-17). Для того, чтобы церковь была здоровой, она должна быть наставлена во всех текстах Библии, в контексте всей Библии, ее доктринальные убеждения должны основываться на всем Священном Писании, а не вырванных из контекста отдельных отрывках (1 Тим. 1:5; Тит. 2:1-10; Иоан 1-6).

Евангелие

Во многих церквях, проповедующих евангелие благосостояния, основная идея Евангелия - материальные благословения завета Авраама. Несмотря на то, что с кафедры вроде бы звучат истины о совершенной жизни Христа, Его смерти, погребении и воскресении, и утверждается, что спасение находится лишь через Христа, многие проповедники утверждают, что судить о степени веры конкретного человека можно лишь по тому, получил ли он благословения, обещанные Господом Аврааму (Быт. 12-15).

Я пришел к выводу, что такое учение приводит людей к одному из двух заключений. Если кто-либо имеет материальный достаток и хорошее здоровье, он считается спасенным, так как может пользоваться обещаниями, данными Аврааму. Но если эти благословения в жизни верующих отсутствуют, считается, что у таких людей недостаточно веры. Они живут в грехе. Им необходимо больше жертвовать. Или возможно, они веруют в Иисуса Христа не в полной мере и нуждаются в возрождении, чтобы получить благословения Авраама.

В противоположность сказанному выше, здоровые церкви без зазрения совести провозглашают всю премудрость библейского Евангелия. Она включает в себя то, что мы были созданы по образу Бога (Быт. 1:26-27), мы когда-то имели открытое общение с Богом (Быт. 2:7-25), при этом из-за греха нашего прародителя Адама всё человечество было отделено физически (Быт: 3:1-19) и духовно (Рим. 1:7-25) от святого и праведного Бога, создавшего нас. Так как человечество было отделено от Бога по причине греха, необходимо понести наказание для его искупления, которое заключается в пролитии крови и смерти (Лев. 1:3-17). Красота Евангелия в том, что Иисус Христос, существовавший от начала как Бог (Иоан. 1:1), стал человеком (Иоан. 1:14), прожил совершенную жизнь в соответствии с Божьим законом (Евр. 7:26), и пролил кровь, умирая вместо грешников (Марк. 10:45 и Петр. 2:24). Иисус был погребен в пещере на три дня (Мат. 27:57-66) и на третий день восстал из мертвых (Мат. 28:1-8). Сейчас Он призывает всех людей покаяться в своих грехах и уверовать в Него, чтобы примириться с Богом и иметь вечную жизнь (Иоан. 3:16).

Библейское Евангелие не обещает, что христиане обретут богатство и успех в земной жизни в исполнение обещаний, данных Богом Аврааму. Вместо этого христиане благословляются в Аврааме через то, что они получают Духа Святого (Гал. 3:14) и обретут не только землю, но и все новое творение в веке грядущем (Рим. 4:13, Откр. 21-22).

Обращение

Обращение, согласно учению евангелия благосостояния, предполагает сочетание противоположных концепций: спасение по вере и спасение по делам. Не секрет, что проповедники Евангелия благосостояния учат, что грешник "спасается" как только совершает "молитву покаяния". После того, как происходит это простое спасение, новый верующий должен подчиняться лидерству и учению церкви, регулярно жертвовать десятину, часто вносить добровольные пожертвования и прилагать усилия, чтобы на постоянной основе участвовать в каком-либо служении в церкви. Пока человек выполняет все эти вещи, он или она поддерживают свое спасение. Но если кто-либо оставляет перечисленные вещи на продолжительный срок, то он может потерять спасение. Не секрет, что для продвижения этого учения проповедники прибегают к психологическим манипуляциям, а также извращенно толкуют текст Библии, чтобы заставить членов церкви делать разную работу во имя служения Богу. Это, как обещает проповедник, защитит членов церкви от "отпадения от благодати" и потери спасения.

Некоторые последователи Евангелия благосостояния выгорают и начинают копить злость на своих лидеров. Они начинают ставить под сомнение методы служения и отказываются выполнять их требования. Я наблюдал, как пасторы, чувствуя, что теряют контроль над такими людьми, обвиняли их в бунтарстве, попытках разделить церковь и заявляли, что такие люди идут по пути потери спасения, единственный путь сохранить его - это раскаяться и вновь взять на себя служение. В таких случаях они обычно ссылаются на 1 Царств 15:24, чтобы указать на последствия, к которым приведут действия человека и чтобы убедить остальных не следовать его примеру. Но этот стих относится конкретно к царю Саулу и его прямому неповиновению Божьим указаниям, а не к верующему, который ставит под сомнение небиблейское учение или церковные практики.

Здоровая церковь учит библейскому пониманию возрождения и делает это с любовью. В Библии мы читаем, что возрождение происходит тогда, когда проповедуется библейское Евангелие (Рим. 1:16-17, 10:9-17), грешник раскаивается в своих грехах и возлагает всю надежду на Иисуса Христа (Деян. 3:19, Рим. 3:21-26).

Возрождение происходит тогда, когда через Бога Святого Духа грешник, мертвый по грехам, оживает во Христе (Иоан 3:3-8; Еф. 2:1-10). Библейское покаяние сфокусировано на раскаянии в грехах и вере в дело Христа, а не просто на произнесении молитвы и служении до изнеможения из-за страха потерять спасение.

Благовестие

Согласно учению церкви, проповедующей евангелие благосостояния, благовестие должно сочетаться с демонстрацией знамений и чудес. Говорят, что когда эти два элемента соединяются, то грешники обязательно каются и веруют в Иисуса Христа. Я слышал, как в молитвах перед Евангелизацией люди говорили, что грешники не покаются, если не увидят свидетельства сверхъестественной работы Бога Духа Святого, как сказано у Марка 16:15-16.

Поскольку наличие данного отрывка в оригинальных и самых ранних рукописях вызывает сомнения, строить учение только на нем неразумно. Кроме того, заявлять, что в указанном отрывке апостолы демонстрировали знамения, чтобы их благовестие было продуктивно - неверное и опасное толкование.

Библейское благовестие провозглашает Евангелие и призывает грешников к покаянию. Евангелие не нужно ни обновлять, ни делать более привлекательным, чтобы оно было эффективным (1 Кор. 15:1-4). Библия ясно говорит, что проповедуемое Евангелие имеет достаточно силы, чтобы спасти грешников.

Членство в церкви

Обычно церкви, проповедующие евангелие благосостояния, приравнивают членство в церкви к регулярному посещению, жертвованию десятины и служению с формальным посвящением или без него. Люди обычно автоматически становятся членами церкви, если выполняют вышеперечисленное достаточное время. Однажды я имел дело с человеком, который более двадцати лет посещал церковь, обладал всеми привилегиями членства в ней, но при этом формально так и не присоединился к ней. Такие люди не имеют потребности быть частью церкви, ведь они и так регулярно вносят пожертвования и имеют служение. Я наблюдал, как люди в такой ситуации живут в открытом грехе и при этом не подвергаются церковной дисциплине.

Здоровая церковь позиционирует членство в церкви как благословение и необходимость для верующего. Благословение состоит в том, что церковь утверждает веру возрожденного человека и с любовью назидает его (Еф. 4:11-16). Необходимость же в том, что Иисус требует от христиан подчинения Его авторитету через подчинение авторитету церкви. Вы не являетесь настоящим членом тела, если можете просто отделиться от него по своему желанию.

Церковная дисциплина

По моим наблюдениям, дисциплина в церкви, проповедующей евангелие благосостояния, сводится к одной из двух крайностей. Первая крайность - неофициальное отлучение без соблюдения библейского процесса (например, Мат. 18:15-17; 1 Кор. 5:1-13; 2 Кор. 2:6; 2 Фес. 3:6-15). Тех, кто сознавались, что живут во грехе, в частном порядке лишали членства в церкви и потом церкви просто объявлялось, что мы не сообщаемся с ними из-за их бунтарства. Другая крайность заключалась в полном игнорировании греха кого-то из лидеров церкви, популярного члена церкви, или и того и другого. В этом случае лидеры церкви, которые знали о нераскаянном, закоснелом в грехе человеке, самовольно отказались признавать это и разбираться с этим. Печально, но я наблюдал таких церковных лидеров, которые выносили на обсуждение грех других членов церкви с заявлениями наподобие таких: "Бог прощает и Его любовь покрывает множество ваших грехов", и "только Бог судит их". В случае, когда лидер, находящийся в грехе, продолжал нести служение, говорилось "дары Бога приходят без покаяния", - что является искажением стиха Рим. 11:29.

Проповедники благосостояния обычно используют стих 1 Пар. 16:22 ("Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла") как ответ на вопросы со стороны своей паствы. Известны случаи, когда церкви Евангелия благосостояния скрывали греховную жизнь лидеров, отправляя их в отпуск за свой счет вместо того, чтобы воспользоваться практикой, описанной в 1 Тим. 5:17-20.

Здоровые церкви отвечают на Божий призыв к чистоте и святости, помогая своим людям расти во Христе, чтобы они сияли, как звезды в мире (Еф. 4:11-32; Фил. 2:1-18). Здоровые церкви понимают, что лидеры не защищены от искушений, необдуманных решений и греха. Здоровые церкви поэтому учат библейским предписаниям и следуют им в отношении церковной дисциплины, в том числе дисциплины лидеров (1 Тим. 5:17-20).

Ученичество

Ученичество в церквях Евангелия благосостояния обычно ведется для создания взаимозависимых отношений с пастором или другим видным деятелем церкви. Начальный уровень ученичества известен как ступень "оруженосца". Оруженосец описывается в Библии как человек, который носил и оберегал оружие своего руководителя. Но в церквях Евангелия благосостояния оруженосец стал неофициальной должностью. Тех новообращенных, которые хотят расти в Господе, объединяют в группу. Эту группу обучают служить эмоциональным, физическим и духовным потребностям пастора или другого лидера. Пастор обычно дает поручения оруженосцам, вовлекая в различную деятельность, начиная от ношения его библии и заканчивая оплатой счетов - всё во имя "служения". В некоторых крайних случаях я консультировал бывших оруженосцев, которым было поручено делать пастору массаж после проповеди и даже оказывать услуги сексуального характера.

Если оруженосец продержался достаточно долго, они могут получить повышение, которое сопровождается званием, разрешением проповедовать и даже рукоположением. Чаще всего пастор всё это делает с целью раздуть статистику своего служения, так как большинство этих рукоположенных мужчин (а иногда и женщин) сидят в собрании и рукоплещут пастору, когда он проповедует. Мне известно, что некоторые пасторы хвастаются тем, что десятки рукоположенных слушают их проповеди и остаются в тени на протяжении десятилетий. Такие рукоположенные служители почти не занимаются насаждением новых церквей, возрождением умирающих церквей или участием в служении за рубежом. Печально говорить, но у меня был случай, когда я общался с человеком, который находился в подчинении у пастора более пятнадцати лет и при этом ни разу не слышал о требованиях, которые Библия предъявляет к служителю.

Здоровая церковь учит свой народ больше зависеть от Иисуса, а не от пастора или лидера церкви. Верующие возрастают благодаря более глубокому познанию Иисуса (2 Пет 3:18) и работе Духа Святого, через подражание Иисусу (1 Кор. 4:16, 11:1; Еф. 5:1). Ученики, наставленные по Библии, производят, в свою очередь, еще больше учеников, наставленных по Библии, а не вассалов (2 Тим. 2:2; Тит. 2:1-8).

Лидерство в церкви

Зачастую проповедники Евангелия благосостояния получают непоколебимую поддержку со стороны членов церкви, потому что они косвенно живут жизнью пастора. Если пасторская известность или его банковский счет растут, его паства отмечает это так, как если бы это было их личным успехом. Некоторые общины хотят, чтобы их пастор ездил на новейшем автомобиле самого высокого класса, носил дорогую брендовую одежду и жил в роскошном доме с той целью, чтобы Божьи благословения перепали и им. Однажды мне сказали следующее: "Если мой пастор живет в роскоши, то он открывает путь для того, чтобы и мы с семьей могли зажить в роскоши".

Очень часто пастор называется голосом Бога к собранию, и, следовательно, обладает нерушимым авторитетом. Структура управления напоминает или корпоративную, либо монархическую. Я часто наблюдал, как люди назначались пасторами или старейшинами не на основании их соответствия библейским требованиям, а из-за их рода деятельности или близости к пастору.

Здоровые церкви отстаивают соблюдение библейских требований к лидерам церкви. 1 Тим 3:1-7 и Тит. 1:5-9 ясно излагают требования к мужчинам, которые могут руководить Божьей церковью. Они определяют характер человека, а не его профессию или степень дружбы с пастором. Старейшины призваны пасти своих овец, кормить их здоровым учением, руководить ими в смирении и защищать их от лжеучителей.

Овцы без пастыря

Я испытываю неугасимую печаль о людях, которые находятся под влиянием всех или некоторых учений, описанных выше. Они подобны изнуренным и рассеянным овцам без пастыря, которым сострадал Иисус (Мат. 9:36). Эти драгоценные души во времена Христа находились в злоупотреблении у своих лидеров, их разоряли и изнуряли. Они не знали другой жизни, так как с ними так обращались их же религиозные лидеры. Иисус, реагируя на эту ситуацию, сказал своим ученикам молиться Господину жатвы, чтобы Он послал делателей на жатву Свою.

Печаль, которую я испытываю в отношении сегодняшних изнуренных и рассеянных овец, побуждает меня делать две вещи: молиться Господу, чтобы Он послал деятелей, которые бы достигали рассеянных овец и служили им, и трудиться в руководстве здоровой церкви, чтобы достигать овец в своем городе. Я молюсь о том, чтобы эта статья зажгла огонь в вашем сердце и способность распознавать здоровые церкви, которые служат городам по всему миру.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.