Как относиться к поправкам в Конституцию?

Как относиться к поправкам в Конституцию?

Мне непросто писать на эту тему по нескольким причинам:

1. Мне уже 44 года. Я родился в Советском Союзе, формировался в годы Перестройки, помню Россию Ельцина, знаю Россию Путина, люблю свою земную Родину и уже не поддаюсь ура-патриотической или футурологической риторикам.
2. В нашем обществе крайне слабая культура диалога. Все обычно сводится к известной фразе Виктора Черномырдина: «Что бы мы ни делали, получается одно и то же: либо КПСС, либо автомат Калашникова».

Другими словами, мы боремся друг с другом за то, кто из нас главный, и мы всегда ищем очередного врага. Мы разбираемся не с проблемой, а с людьми. Дискутируем не на уровне мыслей и идей, а на уровне личностей и субъективного восприятия. В такой атмосфере крайностей и поверхностных суждений почти невозможно не только передать сущность того или иного вопроса, но даже быть услышанным.

Поэтому я постараюсь написать кратко и по сути, ибо При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои — разумен. (Прит. 10:19)

Голосовать или нет?

Библия говорит, что верующие являются гражданами неба (Филип. 3:20), но также они и граждане земной отчизны (Рим. 13:6). А это означает, что они проявляют гражданскую ответственность, являясь законопослушными гражданами (1 Пет. 4:15). Сейчас наша власть инициировала голосование по поправкам к Конституции. Причем она не предъявляет требования обязательного голосования, поэтому мы свободны голосовать или не голосовать вовсе. Главное, чтобы мы не оказались равнодушными к нашей гражданской ответственности, и какой бы выбор мы ни сделали (даже отказ от голосования), все было бы связано с нашим осознанным решением проявить свои гражданские права и обязанности.

Как голосовать?

Негоже церкви давать политические рекомендации, если только это не касается морально-нравственной сферы и свободы проповеди Евангелия.
Мы не видим, чтобы Христос и Апостолы повелевали Церкви создавать общественно-политические движения и призывали приобретать политическую власть. Несомненно, Церковь может выступить в защиту морали, справедливости, угнетенных (что также является нравственным выбором), но она не призвана заниматься политическими процессами. Конечно, ее члены вполне могут, но Церковь как Божий общественный институт, призвана проповедовать Евангелие и жить Евангелием. Поэтому речь дальше пойдет об отдельных верующих.

Принцип свободы совести

Мы не можем навязывать другим людям свои убеждения и судить других своей совестью.
Апостол Павел говорит в послании к Римлянам такие слова, рассуждая о проблеме идоложертвенного месяца в церковной среде, где были духовно сильные и слабые верующие, верующие из иудеев и язычников:

1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… 5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. 6 Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога… 10 А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов… 12 Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. (Рим. 14 гл.)

Поэтому одни будут голосовать «за», другие «против». И многие будут делать это по своей совести, будучи уверены, что они поступают правильно. И так и есть. Ведь каждый из них будет прав перед Богом, потому что поступил ради Бога, как он это понимает через Слово Божие на текущий момент. Не стоит его за это осуждать или обвинять. Это их свободное право и ответственность.
Ап. Павел пишет в послании к Филиппийцам такие слова:

Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить. (Филип. 3:16)

Но в нашей ментальности, усиленной нашей греховностью, присутствует излишняя категоричность и крайности. Мы нередко думаем, что моя позиция и есть правильная, а другая — не просто другая, она ещё и ошибочная, а несогласие с моей позицией мы принимаем на личный счет, как атаку против себя лично. Мы думаем, что несогласие — это отвержение личности, а не просто идеи или мысли. Поэтому многие думают, что любое несогласие с какими-то поступками или решениями власти должны привести их к личной ненависти или бунту.
Также разумно спросить себя: "А под каким углом я смотрю на ту или иную проблему? Личным, политики, идеологии?".
Некоторые верующие переживают, что их братьев и сестер могут записать в оппозиционеров и неблагонадежных за их гражданскую позицию, что потом скажется на общем отношении к их церкви или евангельскому движению. Но нам никак не нужно пытаться «покупать» благоволение власти правильным или неправильным голосованием. Мы должны быть известны как законопослушные граждане, которые ищут блага и творят добро всем вокруг себя при любых обстоятельствах.
Как и говорит ап. Петр:

15 Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — 16 Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. 17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. (1 Пет. 2:15–17)

Поэтому не стоит уповать на голосование или отказ от него, одобрение или осуждение власти. Это не те инструменты, которыми верующие должны пользоваться, чтобы получить принятие тех или иных политических сил. Их главный фокус — угодить Христу, проявляя любовь к Богу и людям.

Принцип христианского братства

Даже несмотря на то, что верующие будут иметь разномыслие по политическим вопросам, они призваны иметь полное единодушие в отношении любви ко Христу и друг ко другу.
Верным признаком подлинной веры является любовь к братьям и сестрам по вере.
Иисус Христос говорит Своим ученикам:

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. (Иоан. 13:34–35)

Апостол Иоанн вторит своему Спасителю:

14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. 15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 16 Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. (1 Иоан. 3:14–16)

Церковь состоит из людей, которые порой совершенно непохожи друг на друга, но все они объединены Божьей любовью и любовью друг ко другу. В Церкви Христовой могут найти место люди самых разных политических взглядов на путь развития страны. Но если они подлинно верующие, то их оппоненты не станут для них врагами, и они не будут пылать к ним ненавистью; также они не будут пытаться вытеснять их на задворки общественной или политической жизни, или даже стараться изгнать их из церкви или страны.
Поэтому верующим не нужно осуждать других за их политический выбор или, еще хуже, отворачиваться от братьев с противоположными политическими предпочтениями.

Принцип приоритета Евангелия

Верующие люди не верят, что преображение общества может быть достигнуто исключительно политическими или экономическими механизмами.
Они верят в силу Евангелия!

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему. Рим. 1:16.

Поэтому...

1. Их мотивацией для общественных инициатив будет евангельская истина

Например, они будут бороться с бедностью, не потому что они верят в силу материального благополучия, научного просвещения или идеологию социализма, но потому, что они знают, что все люди являются носителями образа Божьего и поэтому обладают ценностью, и заслуживают справедливости и внимания.
Мы с радостью перечитываем истории о Евангельском Пробуждении в Англии, о Великом Пробуждении в Америке, о выдающихся служениях Хавела Харриса, Джорджа Уайтфильда, братьев Уэсли и других. Мы справедливо напоминаем себе, как, сознавая себя живущими перед Богом, их обращенные вели борьбу за отмену рабства, реформирование уголовного кодекса, начинали профсоюзы, изменяли тюрьмы и освобождали детей от труда на шахтах. Все общество было преображено, потому что воистину обращенные мужчины и женщины сознавали, что жизнь должна быть прожита ради Бога, в угождении Ему.
Но все они, без какого-либо исключения, эти мужчины и женщины, ставили Евангелие на первое место. Они наслаждались им, проповедовали его, дорожили чтением Писания и его изучением, где в центре был Христос и Евангелие, и на этом основании они двигались дальше, к более широким социальным преобразованиям. Короче говоря, в своих устремлениях они ставили Евангелие на первое место, оно было в основе их вдохновения и мотивации. Без осознания приоритетности Евангелия мы не более чем в одном поколении от его отвержения.

2. Они будут полагаться на общую Божию благодать

Один из важных аспектов общей благодати с очевидностью проявляется в божественном управлении жизнью человеческого общества. Наш мир поражен грехом. И если бы Бог не поддерживал его, то он давно бы пришел к хаотическому беззаконию и разрушил сам себя. Тем, что большая часть человечества живет в условиях относительного порядка в семейной, политической и международной жизни, мы обязаны великодушию и благости Бога.
Поэтому, верующие люди не верят в возможность трансформировать общество исключительно политическими или экономическими механизмами. Без Божьей работы невозможно не только сохранить порядок в обществе, но и исцелить его болезни. Как говорится в Псалме: 

“Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж” (Пс. 126:1).

Например, врач в действительности не лечит, он просто помогает организму самовосстанавливаться. То есть он опирается на Божий механизм, на общую Божию благодать, используя лекарства, поддерживающие «самопочинку» нашего организма.
И если общество идет против или отступает от Божьих законов, отказывается от поклонения Создателю, то оно становится на путь идолопоклонства, моральной деградации и саморазрушения. Как это ярко описано в 1-й главе послания к Римлянам. Историки подчеркивают, что большинство империй разрушились не из-за внешних врагов, а из-за внутреннего нравственного падения.
Поэтому верующие хорошо понимают, что наша основная проблема — это не враги снаружи, а враги внутри нашего сердца. Как и сказал Иисус:

21 Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, 22 Кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — 23 Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Марк. 7:21–23)

Можно не препятствовать и даже поддерживать Божью работу, но невозможно изменить сердце человеческими механизмами. Можно затронуть чувства, впечатлить разум, подавить волю, но изменить сердце человека все равно не получится. Требуется Божия операция на сердце.
Следовательно, верующим никак нельзя потерять основной фокус и пренебречь главным Божьим инструментом — Царством Христовым и Евангелием. Ап. Павел, который не боялся ссылаться на свое римское гражданство, не пытался изменить Римскую империю политическими механизмами, но он нес ей преображение через изменение тысяч жизней людей, которые встречались со Христом через его евангельскую проповедь и повсеместное насаждение новых церквей.

3. Они будут проповедовать и жить Евангелием

Верующие не будут прятаться от вызовов реальности в религиозную скорлупу, но их внимание и усилия будут направлены на проповедь исцеляющего и спасительного Евангелия, созидание Божьего Царства и провозглашение совершенств Христовых словом и делом в своем окружении.

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. 1 Пет. 2:9.

Странно будет увидеть верующего, который пассивен в благовестии, но активен в политике. Но если он хранит приоритет Царства, то даже его участие в политике будет созидательным и разумным.
Христианин сознает, что его надежда связана не с людьми, а с Господом Христом. Ни один человек не является «мессией», который способен исцелить и исправить общество. Такое под силу только одному Господу — и на личном уровне, и на общественном.

Неслучайно Ап. Петр говорит:

Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись. Деян. 4:12.

Что действительно важно?

Наше общество нуждается в Духовном Пробуждении. Вот куда следует направить наши усилия сегодня. Я помню разговор с одним высокопоставленным чиновником, который на вопрос о нашем российском обществе, отметил, что общественная парадигма не менялась уже более 500 лет, с того времени, как ее заложил Иван Калита, не важно каким был последующий государственный строй. Я спросил, что он думает про другие страны и народы. На это он сказал, что помогла Европейская Реформация.
Сейчас в нашем российском обществе есть большой запрос на изменения. К сожалению, история нашего народа предлагала только один вариант перемен — Революцию. Но, мы, как никакой другой народ, знаем, что это не работает. Необходим новый «строительный материал» — люди с измененными сердцами.
Также у нас всегда присутствует ожидание справедливости. И хотя верующие должны делать все возможное ради этого, нам следует сознавать, что Царство Справедливости — это Царство Христа. И такое возможно, только тогда, когда Он снова придет на нашу землю, чтобы установить Свое Царство видимым образом, тогда «милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). И справедливость не самоцель, это продукт правления Христа. Самым лучшим местом, чтобы это увидеть, является поместная церковь. Она не только самое близкое на земле место к небу, но и является отражением Небесного Царства, которое грядет!
Сам же я обязательно проголосую (за или против — это уже мое личное решение перед Богом), исполнив гражданский долг, а потом планирую посетить семью кандидата на пасторство в нашей общине, что в перспективе принесет особую пользу нашему обществу и славу нашему Спасителю Христу!


На прошлой неделе Дж. Пакер (1926-2020) ушел домой, к своему Спасителю, Которого любил. Он был одним из главных богословов современности и автором многих книг, которые побудили несколько поколений христиан к большей любви к Богу.

Церковный завет – это не новое явление для русских баптистских церквей. Сто лет назад русские баптисты знали о нём. Насколько мне известно, после этого воззвания часть церквей последовали совету и внедрили подобный церковный завет в своей общине.

Как относиться к поправкам в Конституцию?

26.06.2020 / Евгений Бахмутский

Голосовать или не голосовать? За или против? Евгений Бахмутский не просто высказывает свое личное мнение, но предлагает ясные библейские принципы, которые помогли бы разобраться моим братьям и сестрам в различных жизненных вопросах и принять разумные решения в соответствии с Писанием и их совестью.