9 признаков церкви Евангелия процветания

9 признаков церкви Евангелия процветания

Как определить церковь Евангелия процветания? Каковы ее признаки?

Первые 7 лет моей христианской жизни в Казахстане я ходил в церковь Евангелия процветания. После выхода из той церкви я, можно сказать, прошел реабилитацию через посещение, членство и последующую пасторскую стажировку в здоровой библейской церкви в Дубае (United Christian Church of Dubai) и обучение в богословской семинарии в США в течении 4 лет. В прошлом году я вернулся в родной город Алматы (Казахстан) и уже в течение года несу здесь пасторское служение.

Я помню, как на седьмой год моего посещения церкви Евангелия процветания мне в руки попало несколько замечательных книг. Одной из них была книга Джеймса Пакера «Познавая Бога», которая перевернула мое понимание о Боге и о богословии в целом. Другая книга, которая сильно повлияла на мою жизнь, называется «9 признаков здоровой церкви». Никогда не забуду, как я читал ее и пытался найти первый признак, затем второй, третий и так до девятого в церкви, которую тогда посещал. Но все напрасно. В церквях Евангелия процветания нет 9 признаков здоровой церкви, зато есть 9 признаков церкви Евангелия процветания, которыми я и хотел бы поделиться с вами.

  • Вместо разъяснительной – запутывающая проповедь.

Проповедь в церквях Евангелия процветания может быть всем, чем угодно — от принципов успеха в общении с людьми и приумножении финансов до «духоманских» практик, которые призваны помочь вам почувствовать Бога глубже, вроде тех, когда вам говорят сколько и когда молиться, чтобы молитва ваша была эффективной. К Библии обращаются редко, еще реже ее читают. Я говорю это не образно, а действительно имею это в виду. Библия может лежать на кафедре в течение всего служения и ее даже ни разу не процитируют. Если все же к Библии обратятся, то это, как правило, будет сделано вне контекста и только для того, чтобы доказать что-то, что проповедник и так собирался сказать. В таком случае библейские слова используются как подпорка для того сооружения, которое проповедник выстраивает, в то время как слова Писания должны быть не подпоркой, а основанием всего, о чем пастор проповедует. В результате таких проповедей все прихожане церкви преобразуются не в образ Христа, о Котором все Писание (Иоанна 5:39), а в образ пастора церкви, его мыслей, умозаключений, увлечений и целей.

  • Вместо библейского – разрозненное богословие.

В церквях Евангелия процветания абсолютно отсутствует какая-либо система богословия. За годы сидения под такой какофонией посланий человек, как правило, лишается всякой способности критически мыслить и начинает слепо верить любому слову человека за кафедрой. Мерилом истины становится не Слово Бога, а слово, сказанное со сцены. И неважно, что каждое воскресенье разные проповедники могут противоречить друг другу в своих посланиях, ведь если нет никакого эталона истины, то не может быть и несоответствий истине. В таких церквях нет исповеданий веры, стандартов толкования Писания или библейского богословия. Все отдано на откуп так называемому «водительству Духом Святым», которое, к сожалению, зачастую противоречит Слову, данному этим же Самым Святым Духом. Нужно оговориться, что все же определенные структуры в подобных церквях есть, но они больше походят на кривые пластилиновые сооружения, построенные детьми, чем на ровные библейские строения. К примеру, физическое здоровье – это один из золотых тельцов подобных церквей. Способом же приобретения и сохранения идеального здоровья является исповедание того, что «ранами Иисуса вы исцелились» (Ис.53:5, 1 Петра 2:24). Никто, конечно, и не задумывается о том, что и Исаия и Петр говорили о духовном исцелении, ведь истина в церквях Евангелия процветания определяется желанием и традицией церкви, а не правилами герменевтики и экзегетики.

  • Вместо библейского Евангелия — Евангелие процветания.

Каждое воскресенье основное послание заключается в том, что ты будешь успешен во всех сферах своей жизни, и Бог тебе в помощь. Иисус все для этого сделал и теперь, чтобы получить идеальное здоровье, сказочное богатство, безупречные отношения с друзьями и родными, и вдобавок к этому еще и вечность, и прощение грехов, нужно только покаяться и поверить. Если вам еще не достает чего-то из вышеперечисленного, просто продолжайте верить. И верить нужно не столько Богу и тому, что Он сказал, сколько тому, что вы получите то, что хотите от Бога. Бог — это не Евангелие, Бог — это инструмент для получения желаемого. Как вы понимаете, разница между таким посланием и истинным Евангелием огромная, потому что в центре Евангелия процветания стоит человек и его интересы, а в центре истинного Евангелия Иисуса Христа — Бог и Его цели. Евангелие всегда провозглашало всевластие Бога в Его милости и суде, а также и призыв к человеку преклониться перед Богом, от Которого исходит всякий добрый дар (Иакова 1:17). Евангелие же процветания сконцентрировано на пользе для человека, и никак не на славе Бога.

  • Вместо библейского обращения — обращение к себе.

Обращения в церквях Евангелия процветания сконцентрированы не на призыве признать всевластие Бога в Его милости и справедливости, а на призыве позаботиться, наконец, о себе в отношениях с Богом. Справедливости ради нужно признать, что на словах человек призван обратиться к Иисусу от своих грехов, но мотивация при этом уж очень небиблейская. Сделать это нужно не столько ради Бога, сколько ради себя. Так что на самом деле, это действие может сделать любой и без рождения свыше, потому что, чтобы захотеть избежать ада, получить прощение грехов и прекрасную жизнь здесь и на небесах не надо иметь сверхъестественного рождения свыше. Кроме того, в подобных церквях учат тому, что это решение можно «помочь» принять любому человеку – главное затронуть нужные болевые точки, так сказать, и дело сделано. Что происходит с человеком после такого «горе-обращения», интересует не многих. Повеление Иисуса в Матфея 28:19-20 «идти и научить» плавно переделали в повеление «идти и убедить повторить молитву покаяния». Многие подобные «обращенные» никогда больше не появляются в церкви, но живут с какой-то смутной надеждой на то, что у них с Богом все в порядке благодаря тем словам, которые они однажды повторили за служителем в церкви.

  • Вместо библейского понимания благовестия – процветанивестие.

Благовестие в церквях Евангелия процветания всегда звучит примерно следующим образом: «Вы никак не можете избавиться от этого недуга; вы никак не можете выйти замуж; никак не можете вылезти из долгов, значит, вам нужно покаяться и уверовать в Иисуса, и тогда ваша жизнь наладится». Интересно, что Иисус совсем не так благовествовал Савлу, который стал одним из апостолов. Он сбил его с лошади, ослепил, обличил в грехе, и затем дал ему следующее пророчество: «…он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами Израилевыми. И я покажу ему сколько он должен пострадать за Имя Мое» (Деян.9:15-16). Благовестие в подобных церквях основано на манипуляции земными интересами, истинное же благовестие основано на работе Духа Святого через Его Слово, которое пробуждает небесные интересы в человеке.

  • Вместо библейского понимания членства в церкви — членство в даяниях.

Членства в церквях Евангелия процветания просто нет. Ведется учёт тех, кто часто приходит и регулярно жертвует. Вот и все членство. Как правило, исчезновения человека из церкви никто не замечает, если только он не тот, кого всегда было видно на сцене или кто был большим даятелем. Формальной дисциплины или душепопечения нет. Какие-либо действия в плане ученичества предпринимаются только в ответ на возникающие кризисы. Как правило, в таких церквях все основано на программах. Заканчивается программа в церкви, заканчивается и общение. Причем, я это и имею в виду, общение заканчивается полностью до начала следующей программы. Вообще обстановка в подобных церквях скорее напоминает компанию, чем семью.

  • Вместо церковной дисциплины — дисциплинарный самотёк.

Библейскую церковную дисциплину вообще не применяют. Людей либо выгоняют из церкви, либо просто закрывают глаза на то, что происходит, позволяя человеку, скажем так, самому отшвартоваться от церкви. Прихожане, как правило, ничего не знают о происходящем. В происходящее отступление от Господа посвящены немногие, и они не знают, что делать. Чаще говорят: «Не суди и судим не будешь», либо: «Кто без греха, первый брось в него камень. Давайте любить». Если же подобный человек в чем-то «насолил» одному из лидеров церкви, то его безапелляционно предают анафеме. Все это рождает огромное количество сплетен и интриг.

  • Вместо библейского ученичества — водительство в никуда. 

Ученичества в церквях Евангелия процветания, как я уже упоминал, нет. Есть только общение ради общения. Никто не знает, что делать и в каком направлении двигаться, но все хотят пообщаться и почувствовать причастность к чему-то большому и важному. В подобном общении все делятся на группы по интересам, и в группах «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Там отсутствует обличение или увещевание, потому как каждая подобная группа людей, наверняка, имеет одних и тех же идолов и о них трудно говорить, когда ты сам вовлечен в идолопоклонство и вроде как никто этого не порицает. Лидеры, так же, как и вся церковь общаются только с себе подобными, что разрушает свидетельство церкви о красоте Христа. Сегрегация на группы в церкви приводит к тому, что верующие становятся как язычники, которые любят лишь любящих их (Матф.5:46-47).

  • Вместо библейской модели руководства — культ личности.

Всякая церковь Евангелия процветания живет жизнью своего лидера. Он – основание, направление и закон такой церкви. Жизнь в подобной церкви похожа на реалити-шоу с пастором в главной роли. По воскресеньям прихожане слушают его истории жизни. Когда он худеет, церковь слушает серию проповедей по Даниила о том, что Седрах, Мисах и Авденаго придерживались правильного питания. Когда пастор приобретает машину, церковь слышит проповеди о терпении на дорогах. Когда пастор делает ремонт, церковь слышит о том, что находчивость в поиске и постоянство в целях приводят к хорошим результатам. Когда пастор болеет, церковь слышит о необходимости неотступно верить в исцеление и т.д. Наивысшим признанием в церкви считается близость к такому лидеру. Чем вы к нему ближе, тем более вы духовно авторитетны. Ну и, конечно же, такой лидер есть «помазанник Божий», а простой смертный не может его коснуться ни словом, ни делом. Фактически подобные лидеры возводят себя в сан небожителей и прекословие им становится чуть ли не непростительным грехом наряду с хулой на Духа Святого. Взращивание новых лидеров в подобных церквах проводится, следуя отлаженным и жестким бизнес системам. Христово терпение, любовь и душепопечение в таком лидерстве заменяется мирским прагматизмом. Есть постановка цели и мониторинг ее исполнения. Мотивация мало чем отличается от тех, которые можно услышать в популярных голливудских фильмах или на мотивационных форумах.

Заключение 

В заключении я хотел бы сказать, что люди в церквях Евангелия процветания напоминают измученных и беспомощных овец, у которых нет пастыря (Мф.9:36). Я надеюсь, что вы присоединитесь ко мне в молитве к Господу о том, чтобы Он выслал верных делателей, которые будут заботиться о Его овечках. Кроме этого, я молюсь о том, чтобы моя статья помогла вам лучше понять весь хаос, мрак и ужас происходящего в подобных церквях. Да, Господь может и кривой палкой нарисовать прямую линию, но большая часть того хорошего, что происходит в подобных церквях, имеет там место вопреки, нежели благодаря проповедям, лидерству и программам этих церквей.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.