Почему важно близко знать свою паству

Почему важно близко знать свою паству

Проповедник вышагивал по сцене, пристально всматриваясь в слушателей. Пришло время для его еженедельного призыва к покаянию. Он попросил тех, кто был готов ответить, поднять руки. Ни одной руки не поднялось. Но он никак не мог этого знать, ведь это происходило на экране.

Я оказался в ближайшем ко мне филиале церкви, собрания которой проходят одновременно в нескольких местах. Я выполнял поручение этого самого пастора, который недавно нанял меня в качестве фрилансера для проведения определенной исследовательской работы. Посещение одного из многих богослужений, которые он проводит дистанционно, должно было помочь мне «прочувствовать» его служение. И это несомненно помогло. Правда, я не мог отделаться от ощущения, что такой подход к пасторству не особо может помочь проповеднику «прочувствовать» людей в своей церкви.

Я не знаю, каково ваше мнение о собраниях, где проповедь транслируется на экране, или в принципе о такой модели развития церкви, как открытие филиалов, но мой опыт посещения данного собрания и других только подтвердил мое беспокойство по поводу разобщенности между проповедником и паствой. Это растущая проблема в самых разных церквях, как больших, так и маленьких.

На самом деле, эта проблема не ограничивается только церквями, в которых служения проходят в нескольких местах одновременно в формате видео-трансляций. Пасторы растущих церквей любых размеров постоянно будут испытывать сложности с тем, чтобы по-прежнему близко знать людей в своих собраниях. И по мере того, как структура растущей церкви все усложняется, возрастает соблазн становиться все более и более отстраненным.

Ну и конечно, даже в маленькой церкви пастору невозможно быть для каждого лучшим другом, и невозможно пастору более крупной церкви хорошо знать каждого. Однако тот пастор, служение которого становится все более и более направлено на проповедь и все менее и менее на пасторство, который становится все менее и менее вовлеченным в жизнь собрания, на самом деле сводит на нет выполнение той задачи, которой он посвящает большую часть своего времени! Чтобы хорошо проповедовать необходимо близко общаться с паствой.

Служение проповедью не может идти отдельно от заботы о душах паствы, - на самом деле, проповедь вытекает из заботы о них. Существует масса причин, почему пасторам, которые хотят, чтобы их проповедь имела смысл, важно знать свою паству как можно лучше, но давайте посмотрим на три самых важных из них.

1. Осознанная проповедь учитывает идолов, которые есть в сердцах людей

Когда я приезжаю проповедовать в церкви или на конференции, одним из первых вопросов, которые я задаю пригласившему меня пастору, это «Какие идолы в сердцах вашей паствы?» Я не хочу просто приехать и «сделать свое дело», но хочу иметь возможность послужить этому конкретному пастору и этому конкретному собранию тем, что буду как можно больше говорить именно о тех надеждах или мечтах, которые люди в церкви имеют вместо того, чтобы искать удовлетворение во Христе. Печально, но некоторые пасторы не знают, как ответить на этот вопрос.

Когда Павел пришел в Афины, он увидел город наполненный идолами (Деяния 17:16). При этом он не счел эту проблему чисто философской, а увидел в этом духовную проблему, которая глубоко опечалила его лично. И когда он говорил о ней, то делал это конкретно, обращаясь к их поклонению «неизвестному богу» (Деян. 17:23). Кроме того, всегда, когда Павел обращался к конкретным церквям в своих письмах, грехи и заблуждения, о которых он говорил, были тоже очень конкретными. Он знал, что происходило в этих церквях.

Это, конечно, не значит, что необходимо сразу начинать с кафедры обличать людей и ставить их в неловкое положение. Но это значит, что вы должны быть вовлечены в жизнь церкви настолько, что вы можете говорить с людьми на понятном им языке.

Пока пастор не проведет достаточно времени с людьми из своей общины, те идолы, с которыми должна бороться его проповедь Евангелия останутся всего лишь умозрительными. У всех людей есть несколько универсальных идолов. Но сообщества, в которых находятся церкви, а также собрания верующих как самостоятельная субкультура, и даже конкретные группы людей или возрастные группы внутри самой общины зачастую имеют склонность к определенным идолами или греху.

Если Вы будете знать о заблуждениях вашей паствы в сфере финансов, карьеры или семейной жизни, это поможет вам понять, как правильно проповедовать. Это поможет вам выбрать правильные тексты и правильно расставить акценты при объяснении этих текстов. Это то, что делает проповедь служением, а не просто упражнением.

2. В центре осознанной проповеди – страдания людей

По опыту могу сказать, что мои проповеди изменились, когда я начал держать за руку умирающих и выслушивать людей в скорби. Пока вы не выслушаете достаточно людей, которые будут делиться с вами своими грехами, страхами, переживаниями и ранами, ваша проповедь может быть харизматичной и страстной, но не станет такой, какой должна быть – вызывающей отклик в душе людей.

Многие проповедники, вставая за кафедру, берут на себя бремя донесения Божьего Слова - и это хорошо. Получить нелегкую роль того, кто говорит проповедь, наполненную обжигающей славы Христа, быть обремененным необходимостью провозглашать Божью благодать в Евангелии это замечательное, важнейшее, чудесное дело. Но, проповедуя, проповедник также должен чувствовать свою паству. На проповедь нужно вставать, пройдя вместе с паствой по долине смертной тени. Конспекты проповедей должны быть пропитаны слезами вашей паствы.

Постоянно быть в курсе того, через какие переживания проходит его паства – вот что не позволит проповеднику стать невосприимчивым к своей церкви. Тогда он не будет проявлять неуместного легкомыслия. Это повлияет на то, какие примеры он использует, какие истории рассказывает, а главное – с каким отношением он обращается к Слову. Я видел проповедников, которые шутили по поводу тех вопросов, с которыми у людей в собрании на самом деле были большие проблемы. Я сам был таким проповедником. Мы приходим, чтобы облегчить ношу, однако своими безответственными словами только утяжеляем ее.

Пастор, на самом ли деле твое сердце болит за людей в твоем собрании? Я не спрашиваю, общительный ли вы человек - я имею в виду, знаете ли вы, что происходит в жизни вашей паствы, волнует ли вас это, печалит ли? Плакали ли вы с плачущими? Если нет, то со временем это проявится в вашей проповеди.

Подумайте о Моисее, который скорбел о грехах своего народа (Исход 32:32). Или об обильных слезах Павла (Деяния 20:31; 2 Коринфянам 2:4; Филиппийцам 3:18; 2 Тимофею 1:4). Подумайте также о сострадании, которое проявлял Христос, видя сердца людей (Матфея 9:36). Вам может казаться, что вы можете вызвать у себя эти чувства, не зная людей в собрании хорошо, но это не так, и они это заметят. Это как разница между словами воодушевления от человека, который ваш образец для подражания, и словами воодушевления от вашего отца. Проповедник, не берись за текст Писания, если в твоем сердце ты не несешь бремена людей твоей церкви.

3. Осознанная проповедь – это еще и молитва за конкретных людей

Каждый истинный проповедник молится о своей проповеди. Он молится о том, чтобы Божье Слово не вернулось тщетным (Исаия 55:11). Они молятся о том, чтобы люди были восприимчивы. Они молятся о спасении душ и об изменении жизней. Все это хорошие молитвы. Но еще лучше, если при подготовке и составлении проповеди пастор молится о Васе, Свете и семье Ивановых. А еще лучше, если в молитве о проповеди присутствует мольба о спасении Саши Петрова, покаянии Вани Сидорова и исцелении Дарьи Петровны.

Павел постоянно говорит людям, о которых заботится, что вспоминает о них в своих молитвах (Ефесянам 1:6; 2 Тимофею 1:3; Филимону 1:4). А так как он постоянно называет людей по именам, то мы понимаем, что он говорит не «в общем». И хотя у Павла не было одной определенной церкви, о которой он бы заботился непосредственно, и он больше служил как миссионер, основывавший новые церкви, - тем не менее он прилагал серьезные усилия, чтобы быть в курсе жизней тех людей, которым он служил на расстоянии, а также планировал по возможности их посетить. Так насколько же больше должен пастор поместной церкви развивать отношения со своей паствой! Он должен знать их имена и возносить их к небесам в молитве.

Важно знать, кому ты проповедуешь. Важно знать, что такой-то сестре не нравятся ваши проповеди. Важно знать что одному брату, склонному к лести, ваша проповедь нравится слишком сильно. Важно знать, что тот человек в заднем ряду скрестил руки на груди и нахмурил брови не потому, что зол на вас - он просто так слушает. Важно знать, что эта улыбчивая, кивающая дама в первом ряду зачастую не запоминает ничего из того, что вы говорите. Когда вы знаете о таких вещах, то ваша молитва о людях становится более личной, более «пасторской». И ваша проповедь становится лучше. Она будет более настоящей. Она будет не просто чем-то интеллектуальным, но проповедью, которая идет из самой глубины вашего сердца, вашей души.

Все вышесказанное предполагает, конечно, что вы заинтересованы так проповедовать. Если же вы рассматриваете свою проповедь только как способ предоставить «духовную пищу» тем, кто в этом заинтересован, или как мотивирующую речь для людей, склонных к религиозности, а не как возможность донести до людских сердец пророческое свидетельство из Слова Божьего, то спокойно можете оставить эту статью без внимания.

Изначальный текст статьи публиковался на сайте 9Marks: ссылка. Переведено и использовано с разрешения автора.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.