Почему члены церкви противятся здоровому членству

Почему члены церкви противятся здоровому членству

Почему члены церкви противятся здоровому членству?


Последнее время мне достаточно много приходится говорить с верующими людьми о здоровом членстве в поместной церкви. Возможно, это связано с тем, что появилось уже несколько книг на русском языке о членстве в церкви, и члены церкви, читая их, задаются вопросами. Но большая проблема, на мой взгляд, связана с тем, что большинство современных христиан вообще не понимают, что такое здоровое членство. Во многих русских баптистских церквях членство в церкви присутствует, но зачем оно – мало кто может дать ясный и убедительный ответ.
Более того, говоря о здоровом членстве, я встретил достаточно много недовольства и сопротивления. Та ситуация, которая сложилась в современных церквях, многих устраивает, и, как они считают, нет нужды что-то менять.
Мы не будем сейчас говорить о том, что такое здоровое членство и почему оно необходимо в церкви. Об этом уже написаны книги и статьи и найти их русскому читателю не сложно. В этой статье я хочу показать причины, почему верующие противятся здоровому членству. Мы отметим шесть подмен, которые ведут к умиранию членства в поместной церкви либо превращают здоровое членство в формальные списки.

I. Приход вместо общины

Самая первая проблема связана с непониманием природы поместной церкви. В мировоззрении многих христиан церковь – это место, где проходят богослужения или просто здание. Люди привыкли ходить в церковь, а не быть в церкви. С одной стороны, это связано с влиянием православия, когда по всей стране строятся храмы и церкви, в которые каждый желающий может прийти помолиться, поклониться Богу, а затем вернуться к своей обыденной жизни. С другой стороны, это связано с современным индивидуалистическим мышлением. Каждый заботится только о себе и достигает своих целей. Церковь же такому человеку нужна для достижения собственных интересов: душевный покой, встреча с друзьями или что-то еще. Для таких людей идея церковной общности или церковной семьи чужда. Они ищут приход, а не общину.
Но Библия показывает церковь как людей, объединенных Иисусом Христом в одну семью. Эти люди живут общиной. Для них воскресное богослужение – это не поход в церковь, а совместное поклонение Богу, при этом жизнь общины протекает на протяжении всей недели. Именно так жила первая иерусалимская община: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:42, 46).
Если ваша церковь больше напоминает приход, а не общину, то и членство в ней скорее формальное, чем здоровое. Для того, чтобы в церкви было здоровое членство, необходимо ясно понимать, что такое церковь.

II. Клиент вместо слуги

Современный бизнес построен по принципу: «Клиент всегда прав». Если мне не нравится, как меня обслуживают в одном супермаркете, то я пойду к их конкуренту. Если меня не устраивает качество, то я попрошу «Книгу жалоб», напишу отзыв в Интернете или обращусь в общество по защите прав потребителей. На современного человека очень сильно повлияло «клиентское» мышление. Все должно быть для меня и ради меня.
Очень печально, что многие люди переносят этот принцип и в церковь: член церкви всегда прав. Мы уже не члены церкви, мы – клиенты, которые пользуются услугами церкви. В итоге, наши воскресные «клиенты» оценивают богослужение, пастора, группу прославления, хор, общее пение и т.д. После служения они ищут книгу жалоб – свободные уши, в которые можно вылить все свое недовольство. Они сравнивают свою церковь с другой, упрекают тем, что в другой церкви «обслуживание клиентов» намного лучше и качественнее, и манипулируют тем, что уйдут в другую церковь. Таким людям сложно говорить о каком-либо служении. Они сосредоточены на любви к себе.
Библия же нам показывает церковь, участники которой не клиенты, а служители. Сам Христос пришел не для того, чтобы Ему служили или Его обслуживали, но для того, чтобы послужить и отдать Свою жизнь для искупления многих (Мк. 10:45). Каждый член церкви служит для созидания общины. Все мы члены одного Тела (1 Кор. 12:27), выполняющие каждый свою роль.
Чтобы в вашей церкви было здоровое членство, учите людей служить друг другу, а не пользоваться благами других.

III. Личный опыт вместо истории

Иногда для того, чтобы оправдать свою пассивность в церкви, верующие говорят: «Сколько себя помню в церкви – всегда так было… Если членство всегда таким было и Господь спасал людей, то зачем что-то менять?». Однако, такие люди обычно опираются не на историю церкви, а на свой личный опыт нахождения в поместной церкви. Возможно, кто-то уверовал в период духовного застоя, но это не значит, что духовный застой – правильное состояние церкви.
История же показывает, что у русских баптистов всегда было серьезное отношение к членству в церкви. Наши братья, жившие 120-150 лет назад, отказались от приходов православной церкви и захотели быть библейскими общинами. Членство в церкви помогало видеть границы церковной семьи. Они применяли церковную дисциплину, чтобы сохранить общину в чистоте и не допустить смешение церкви с миром. Более того, история евангельского движения в России показывает, что будущее имеют только те церкви, объединения или группы, в которых есть ясное понимание, что такое библейская община и которые имеют церковное членство. Например, движение Пашковцев в Санкт-Петербурге прекратилось не потому, что Пашков был выслан из страны, а потому что все уверовавшие в этом движении со временем присоединились к общинам евангельских христиан или баптистов, в которых имелось ясное членство.
Таким образом, история евангельского движения в России учит нас тому, что в поместной церкви должно быть ясное и понятное членство, которое помогает членам церкви духовно расти.

IV. Вседозволенность вместо благодати

Это еще одна подмена, которая связана с неправильным пониманием доктрин Библии. Любое правило или требование, установленное в церкви, воспринимается как законничество. Скажу больше, многие безответственные члены церкви любят манипулировать благодатью. Например, когда я говорю с членами церкви о необходимости посещать малую группу на неделе, то получаю ответ: «Посещать каждую неделю группу – это законничество. А мы живем под благодатью!». Таким образом, получается печальная картина:
ü Брат опаздывает на богослужение, потому что он не под законом, а под благодатью.
ü Брат не посещает малую группу на неделе, потому что он не под законом, а под благодатью.
ü Брат не читает каждый день Библию, потому что он не под законом, а под благодатью.
Но на самом деле – это не благодать, это самооправдание, безответственность и манипуляция. Благодать никогда не потворствует нашей лени. Благодать из нежелающего делает желающего, из неспособного делает способного, из ленивого делает трудолюбивого, из мертвого делает живого.
Если христианин не желает находиться в общении с верующими, то, скорее всего, в его жизни благодати вообще нет, потому что благодать не только освобождает нас, но и воспитывает, научает и дисциплинирует (Тит. 2:11-12).

V. Лень вместо труда

Для поддержания здоровья церкви и тем более для укрепления членства в церкви необходимо много трудиться. Когда речь идет о здоровом членстве, то обязательно говорится не только о привилегиях члена церкви, но и о его ответственности. Здоровое членство требует усердия, которое проявлять многим не хочется. Люди предпочитают стоять в стороне и наблюдать за тем, как церковь выбирается из трудной ситуации, но не хотят принимать участия в этом труде.
Кто-то сказал: «Ленивым Бог не помогает». Грех сделал человека ленивым и пассивным. Но Христос умер и воскрес, чтобы сделать искупленных трудящимися на пользу церкви (1 Кор. 12:7). Дух Святой наделил каждого верующего духовным даром, чтобы мы служили друг другу (1 Пет. 4:10). Церковь не будет созидаться, если 80% процентов ее членов ничего не делают. В библейской общине трудятся не только руководители, но и все ее члены. В этом красота Церкви Христовой. Бездельники же бесчестят церковь. Апостол Павел призывает вразумлять таких людей (1 Фес. 5:14).

VI. Грех вместо исповеди

Это еще одна причина, почему люди не хотят, чтобы в их церкви было здоровое членство. Как верно заметил Марк Девер: «В здоровой церкви, которая все лучше отражает характер Бога, раскрытый в Его Слове, иногда нелегко находиться»[1]. Здоровое членство ведет нас по пути освящения, а потому обязательно будет обнажаться наша греховность. Поэтому находиться в здоровой общине поначалу некомфортно.
Каждый член церкви регулярно стоит перед вопросом: «Оставаться мне во грехе или исповедовать его?». Библейский путь решения проблемы – исповедание греха (1 Ин. 1:9). Однако, если в церкви членство всего лишь формальное, то и церковная дисциплина не работает должным образом. В таких церквях обычно работает только последний шаг церковной дисциплины – отлучить и игнорируется весь процесс церковной дисциплины, о котором говорил Иисус Христос (Мф. 18:15-20).

 Что же дальше?

Что делать пастору, который видит, что в сознании многих верующих людей членство в церкви – это всего лишь формальность? Есть несколько путей:

1. Оставить все как есть

Я уже ни один раз слышал, что открыть новую церковь намного легче, чем изменить старую. Действительно, реформы в церкви – это нелегкий труд. Поэтому перед пастором всегда стоит выбор: стоит ли что-то менять? Ведь как только начнутся перемены, так сразу появится оппозиция пастору. Тем более, что во многих церквях нет команды пресвитеров, потому вся оппозиция обрушивается на одного человека. Конечно же, намного легче оставить все как есть.
Однако, если пастор пойдет по этому пути, то, скорее всего, для него самого членство в церкви уже давно тоже стало формальностью. Он сам уже в числе тех, кто приходит в церковь по воскресеньям как в приход. Ему, возможно, как и другим лень что-то менять, ведь перемены требуют много труда. И он просто желает сохранить свое доброе имя в общине, не идя ни с кем на конфронтацию.

2. Отказаться от членства

Второй путь, возможно, совсем скоро станет очень популярным в России. Ты можешь отказаться от членства, сославшись на то, что членство – пережиток прошлого. Ты можешь назвать множество отрицательных примеров членства, примеров неправильного использования церковной дисциплины, примеров непринятия в члены церкви, примеров диктаторского пасторства с тотальным контролем над каждым членом церкви и т.д. Но на мой взгляд это попытка уйти в другую крайность и, по своей сути, уйти от пасторской ответственности.
Там, где нет членства, сложно сказать, за кого пастор несет перед Богом ответственность (Евр. 13:17). Там, где нет членства, сложно применять церковную дисциплину. Как отлучить человека от церкви, если он никогда не был ее частью? Там, где нет членства, у людей размытое представление о возрождении и спасении, потому что каждый легко может «присоединиться» к общине и также легко ее покинуть. Более того, как показывает история, церковь без членства обречена на вымирание.
Итак, отказ от членства – это легкий путь, который привлечет к себе многих людей, уставших от неправильного членства или от формального членства, но также и путь, который таит в себе много опасностей, разрушающих церковь.

3. Вернуть общину к библейскому пониманию членства

Я предлагаю третий путь: самый сложный, но, на мой взгляд, самый верный. Для того, чтобы в церкви было здоровое членство, недостаточно сказать о членстве одну проповедь или прочитать статью, необходимо много труда, и на это, возможно, уйдет несколько лет. Но этот труд того стоит.
Мы уже упомянули шесть подмен, которые произошли в церквях. Потому каждому пастору стоит обратить на это пристальное внимание и увидеть, какие из них присущи его общине. Следует обратить особое внимание на то, как община понимает Евангелие. Потому что именно практическая жизнь по Евангелию побуждает верующих общаться друг с другом, служить и много трудиться для Господа. Также важно ясно раскрыть верующим учение о церкви. От понимания природы церкви зависит, станет ли христианин членом церкви или нет.
Мы живем в период времени, когда церкви нуждаются в переосмыслении членства. Перед церковью стоит вызов: отказаться от членства вообще или вернуться от формального членства к библейскому. И выбор этот делает не только пастор общины, но и рядовые члены церкви. И пусть этот выбор максимально прославит нашего Господа Иисуса Христа!




[1] Девер, М. Что такое здоровая церковь? – с. 136.

Марк Жук

Магистр богословия, пастор церкви "Святой Троицы" в городе Уфа. Занимается молодежным служением с 2006 года. Женат, воспитывает четверых детей, трое из которых усыновлены.

Контакты: