Пастор, стремись к простым проповедям

Пастор, стремись к простым проповедям

Недавно один из со-пастырей моей церкви порекомендовал мне книгу Джона Райла «Простота в проповеди». Сложно переоценить практическую пользу, которую эта небольшая книжка принесла для моих проповедей и для всей церкви. Более того, одна из цитат книги Райла стала теперь заставкой на экране моего компьютера: «Если ты не будешь прост в своих проповедях, то тебя никогда не поймут, а если ты не будешь понят, то не принесешь пользы своим слушателям».

Как много внимания уделяют проповедники стремлению сделать свою проповедь простой для понимания в сравнении с тем временем, которое они вкладывают в изучение текста? Я все более убеждаюсь, что верная проповедь отличается простотой, а простая проповедь лучше всего служит другим, когда передает смысл отрывка ясным и христоцентричным способом.

РАСКРОЙТЕ СУТЬ ОТРЫВКА 

Доктор Хэддон Робинсон постоянно повторял: «Проповедь должна быть пулей, а не дробью». Вместо того, чтобы разбрызгивать всеми идеями из отрывка, проповеди следует содержать одну «большую» идею, выраженную простым, ясным и четким способом. Другими словами, главный смысл отрывка должен статью сутью проповеди.

Наша церковь недавно была благословлена приглашенным проповедником, который показал хороший образец такой проповеди. Его проповедь была по отрывку из 3 Царств 18, в котором Илия противостоял Ахаву и пророкам Вааловым перед лицом согрешающего Израиля. Вместо стрельбы «дробью» он выпалил одну единственную пулю по нашей церкви: «Есть лишь один истинный Бог. Вы должны следовать за Господом и оставить своих идолов, потому что все ваши идолы подведут вас».

Пастор, можешь ли ты суммировать свою проповедь в одном предложении (для продвинутых братьев — так, чтобы оно уместилось в Твиттере)? Если нет, то, возможно, ты все еще не понял текст, по которому будешь проповедовать. И если над кафедрой стоит дымка, то будь уверен, что над церковными скамьями будет стоять туман. Вот что говорит Райл:

«Помни, что после того, как выбрал текст, ты должен вполне его понять и знать вдоль и поперек; ты должен в точности знать, что желаешь доказать, чему желаешь научить, что желаешь построить и с чем хочешь оставить разумы своих людей. Если ты сам начнешь в тумане…то оставишь людей во тьме».

Простая проповедь, которая полезна для назидания душ, начинается с четкого и краткого раскрытия сути библейского отрывка.

ИСПОЛЬЗУЙ ПРОСТОЙ ЯЗЫК 

В дополнение к раскрытию главной идеи отрывка проповедник должен стараться ясно объяснять и применять его к своей общине на понятном для ней языке. Как это будет выглядеть на практике?

Во-первых, избегайте использования академических терминов. Потрудитесь над тем, чтобы перевести академический язык вашей подготовки на обычный язык вашей церкви. Лишь изредка употребление специальных терминов обосновано отрывком, и тогда вам следует потратить время на то, чтобы дать им простое объяснение. В целом же, помните, что наши слова должны быть поняты на момент их произнесения.

Во-вторых, избегайте перегруженных предложений. Когда возможно, сократите использование запятых, точек с запятыми и тире. Джон Райл дает красочный призыв: «Пишите так, будто вы болеете астмой или страдаете одышкой». Короткие предложения и паузы позволят вашему собранию не отставать от мысли вашей проповеди.

В-третьих, убейте свою гордость. Противостаньте греховному желанию выглядеть глубокомысленным. Противостаньте надменному заблуждению, что ваша эффективность зависит от вашей искусности, а не от вашей верности. Каждому проповеднику, склонному к гордости (такому, как я!), Мартин Ллойд-Джонс дает следующее наставление:

«Избегайте искусности и изящества. Люди это заметят и создастся впечатление, что вы более заинтересованы в себе и своем уме, нежели в Божьей истине и их душах».

В-четвертых, знайте свое собрание. Не проповедуйте на языке собрания своей мечты. Проповедуйте на языке той церкви, которую Бог вам доверил. Проводите время с членами вашей церкви. Со временем язык и стиль ваших проповедей должен в большей мере определяться разговорами с другими членами церкви нежели вашими любимыми проповедниками, учителями и исследователями.

Проповеди, которые просты и сформированы контекстом церкви, показывают самозабвенную любовь пастуха к своему стаду.

ВОЗНОСИТЕ ХРИСТА

Новый Завет описывает лишь три вещи, как «силу Бога» — «Евангелие» (Рим. 1:16), «крест» (1 Кор. 1:18) и «Христа» (1 Кор. 1:24). Заметьте, что стремления к простоте в проповеди нет в этом списке. Таким образом, простота в проповеди – это не самоцель, а средство к достижению цели.

Простые проповеди, которые полезны для назидания душ, всегда стремятся провозгласить «распятого Христа» (1 Кор. 1:24). Райл говорит:

«Вся простота в мире будет бесполезной, если ты не будешь проповедовать простое Евангелие Иисуса Христа в полноте и ясности, так чтобы каждый смог его понять. Если «Христос распятый» не занял подобающее Ему место в твоей проповеди, «грех» должным образом не был обнажен, а твоим людям не было ясно сказано, во что им верить, кем быть и что делать – то в твоем проповедовании нет пользы».

Пастор, твоя цель в проповедовании простых проповедей не в том, чтобы твое собрание лучше послушалось Богу и знало Библию. Конечно, это хорошие вещи. Но отделенные от Христовой благодати, знание и послушание превращаются в изнуряющий морализм. В таком проповедовании, как отметил Райл, «нет пользы».

Говоря простым языком, главная цель простой проповеди – это раскрытие сути отрывка с использованием простого языка для того, чтобы Божий народ еще яснее увидел Христа и еще глубже полюбил Его.

Простые проповеди более всего стремятся возвеличить Христа.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.