Что такое церковная дисциплина?

Что такое церковная дисциплина?

Что вы думаете о тренере, который обучает лишь теории, но не практике игры? Или об учителе математики, который лишь объясняет материал, но никогда не исправляет ошибки студентов? Или о докторе, который рассказывает о здоровье, но не диагностирует рак?

Вы, скорее всего, скажете, что все они, в лучшем случае, выполняют лишь половину своей работы. Спортивные тренировки должны включать теорию и практику. Преподавание требует объяснения материала и исправления ошибок. Лечение требует стремления к здоровью и борьбу с болезнью. Не так ли?

Хорошо, а что вы думаете о церкви, которая обучает и занимается ученичеством, но не практикует церковную дисциплину? Нормально ли это? Я вынужден сказать, что это должно быть стало обычным явлением для многих церквей, ведь все церкви обучают и взращивают учеников, но лишь немногие практикуют церковную дисциплину. Проблема в том, что ученичество без дисциплины теряет смысл, ровно, как и доктор, игнорирующий опухоли.

Я понимаю нежелание практиковать церковную дисциплину. Это сложный вопрос по целому ряду причин. Тем не менее, это нежелание практики церковной дисциплины, нежелание, которое многие из нас, вероятно, испытывают, может указывать на то, что мы считаем себя более мудрыми и любящими, чем Бог.  В конце концов, Бог «кого любит, того наказывает» и «наказывает тех, кого принимает в сыновья» (Евреям 12:6). Неужели мы знаем, как поступать, лучше Бога?

Бог дисциплинирует Своих детей ради их жизни, роста и здоровья: «Бог же взыскивает ради нашего блага, чтобы мы приобщились святости Его» (Евреям 12:10). Да, это больно, но для нашей же пользы: «Конечно, всякое наказание не радует, а огорчает, но только на время, а потом те, кого оно исправило, пожнут плоды мирной и праведной жизни» (Евреям 12:11). Плоды мира и праведности! Какая прекрасная картина!

Церковная дисциплина, в конечном итоге, приводит к возрастанию церкви, так же, как и обрезка куста роз приводит к большему количеству цветов. Другими словами, церковная дисциплина – это одна из сфер христианского ученичества. Заметьте, что слово «дисциплина» исходит из сферы образования, которое включает преподавание и исправление. Неудивительно, что на протяжении многих веков христиане говорят о «созидательной дисциплине» и «исправительной дисциплине».

Цель этого пособия – помочь читателям разобраться с основами исправительной церковной дисциплины – с вопросами «что», «когда», «как» и еще немного «почему».

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА?

Что такое исправительная церковная дисциплина? Церковная дисциплина – это процесс исправления греха в жизни собрания и его членов. Это может означать исправление греха через личное слово увещевания. Это также может означать исправление греха через официальное отлучение от членства в церкви. Церковная дисциплина может осуществляться многими способами, но ее целью всегда является исправление нарушения Божьего закона среди Божьего народа.

Не карательная, но исцеляющая, пророческая и предваряющая. 

Исправление греха – это не акт мести; это не инсценирование Божьей справедливости. Скорее, это исцеляющее, пророческое и предваряющее действие. Под «исцеляющим» я подразумеваю то, что оно помогает отдельным христианам и всему собранию расти в благочестии – в Бого-подобии. Если член церкви распространяет сплетни или клевету, то другому члену следует увещевать его так, чтобы сплетник перестал сплетничать, а начал вместо этого говорить истину в любви. Бог не использует слова для того, чтобы напрасно причинять вред; поэтому и Его людям следует поступать так же.

Говоря, что церковная дисциплина пророческая, я имею в виду, что она проливает свет Божьей истины на ошибки и грех. Она выявляет рак в жизни человека или собрания так, чтобы опухоль могла быть вырезана. Грех – это специалист по маскировке. Сплетни, например, любят носить маску «благочестивой обеспокоенности». Сплетник может думать, что его слова оправданы и даже проявляют заботу. Однако церковная дисциплина выставляет грех таким, каков он есть. Она показывает грех, как самому грешнику, так и всем вовлеченным, чтобы все могли получить назидание и пользу.

Называя церковную дисциплину предваряющей, я имею в виду, что это малая картина нынешнего суда, которая предупреждает о более великом предстоящем суде (см. 1 Кор. 5:5). Такое предупреждение является проявлением благодати. Возьмите, например, учителя, ставящего хорошие оценки неуспевающему студенту из-за страха отбить у него желание к учебе, только для того, чтобы он завалил экзамен в конце семестра. Это не будет милосердием! Точно так же, церковная дисциплина – это любящий способ сказать человеку, запутавшемуся в грехе: «Будь осторожен, еще более великое наказание придет, если ты останешься на этом пути. Пожалуйста, отвернись от него!».

Неудивительно, что людям не нравится дисциплина. Она сложна, но Бог милостиво предупреждает Свой народ о более великом грядущем суде сейчас через сравнительно малый его прообраз — церковную дисциплину.

Библейско-богословское обоснование 

За церковной дисциплиной стоит один из самых великих проектов искупительной истории – проект по восстановлению павших Божьих людей в образ славы Божьей (Бытие 1:26-28; 3:1-6).

Адам и Ева должны были отражать характер Бога, точно так же, как и позднее Исраил. Однако Адам и Ева не справились со своей миссией представления Божьего царствования из-за своего желания править на собственных условиях. Это привело к их изгнанию из обители Божьей, Эдемского сада. Так же и Исраил не исполнил Божий закон и не явил Божий образ окружающим народам, и также был отправлен в изгнание.

Как творения, созданные по образу Божьему, наши действия говорят о Боге, как зеркало, отражающее предмет, стоящий перед ним. Проблема в том, что падшее человечество, как кривое зеркало, искажает Божий образ. Например, из-за того, что люди лгут, мир решил, что и словам Бога нельзя доверять. Он должно быть также является лжецом. Творец похож на свое творение.

К счастью, один из сыновей Адама, он же — один из сыновей Исраила, исполнил Божий закон совершенным образом. Это тот, которого Павел назвал «образом Бога невидимого» (Колосянам 1:15). Ныне те, кто объединены с этим Сыном, призваны нести тот же самый «образ», который мы познаем через совместную жизнь церкви «во всевозрастающей славе Его» (2 Кор. 3:18, также Рим. 8:29, 1 Кор. 15:49, Кол. 3:9-10).

Поместные церкви должны быть тем местом на земле, куда народы могут придти и увидеть людей, постоянно преображающихся в истинный образ Божий. По мере того, как мир будет взирать на святость, любовь и единство в церквях, он будет все лучше узнавать Бога и славить Его (Мф. 5:14-16, Иоанна 13:34-35, 1 Петра 2:12). Церковная дисциплина, таким образом, является ответом церкви, когда кто-то из ее членов перестает представлять Божью святость, любовь или единство через неповиновение Богу. Это попытка исправить ложные образы, возникшие посреди жизни тела Христова – что-то похожее на смывание грязи с зеркала.

Конкретные отрывки Писания

Иисус дает власть поместным общинам верующих отлучать своих членов в Матфея 16:16-19 и 18:15-20. Власть ключей «запрещать» и «разрешать» на земле, впервые упомянутая в Матфея 16:18, была передана поместной церкви в Матфея 18:15-20, о чем мы более глубоко поговорим ниже.

Павел описывает процесс церковной дисциплины в ряде текстов, включая 1 Коринфянам 5, 2 Коринфянам 2:6, Галатам 6:1, Эфесянам 5:11, 1 Фессалоникийцам 5:14, 2 Фессалоникийцам 3:6-15, 1 Тимофея 5:19-20, 2 Тимофея 3:5 и Титу 3:9-11.

Иоанн говорит о подобии дисциплины в 2 Иоанна 10. Иуда, похоже, имеет ее в виду в Иуды 22 и 23. Можно привести еще больше примеров. Фактически, Иисус и авторы Библии имеет в виду церковную дисциплину каждый раз, когда говорят своим читателям об исправлении греха в жизни церкви.

КОГДА ЦЕРКВИ СЛЕДУЕТ ПРАКТИКОВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ? 

Когда церкви следует применять дисциплину? Короткий ответ – это когда кто-то грешит. Но это зависит от того, говорим ли мы о неформальной, либо формальной дисциплине, или, словами Джея Адамса, о частном обличении, либо процессе, вовлекающем всю церковь.

Любой грех, будь то серьезный или несерьезный, может привести к личному упреку братом или сестрою по вере. Это не означает, что нам следует обличать абсолютно каждый грех, совершенный членом нашей церкви. Это значит, что каждый грех, вне зависимости от размера, относится к той области, где 2 христиан, в зависимости от обстоятельств, могут в любви разрешить его с глазу на глаз.

Когда мы обращаемся к вопросу о том, какие грехи требуют формальной или исправительной дисциплины, вовлекающей всю церковь, нам следует двигаться более осторожно.

Библейские списки 

Некоторые богословы прошлого создавали списки грехов, за которые следует подвергать формальной дисциплине. Например, конгрегационалист Джон Энджелл Джеймс, писал, что следующие 5 видов греха должны приводить к отлучению: 1) все вопиющие грехи и распутство (как например, 1 Кор. 5:11-13); 2) отрицание христианских доктрин (Галатам 1:8; 2 Тим. 2:17-21; 1 Тим. 6:35; 2 Иоанна 10; 3) разжигание разделений (Титу 3:10); 4) отказ в помощи близким родственникам в нужде (1 Тим. 5:8); 5) непримиримая вражда (Мф. 18:7).

Подобные библейские списки могут быть полезными до определенного момента. Заметьте, что каждый из перечисленных грехов  является серьезным и имеет видимое проявление. Это не просто внутренние грехи сердца, они могут быть увидены или услышаны другими. Такое внешнее проявление дает ложное представление о христианстве как миру, так и церкви.

В то же самое время подобные списки не могут ничего сделать со множеством других грехов, о которых Писание не говорит (что насчет абортов, например?). К тому же, тексты о церковной дисциплине, возможно, затрагивают лишь один конкретный грех, как например в 1 Коринфянам 5 говорится о грехе прелюбодеяния с женой отца; но совершенно точно, что Павел не имеет в виду, что лишь этот грех должен подвергаться дисциплине. Как церквям применить подобные примеры Писания к другим грехам?

Зримый, серьезный и непокаянный 

Можно суммировать библейское учение о формальной церковной дисциплине, сказав, что она требуется в случаях зримого, серьезного и непокаянного греха. Грех должен проявиться видимым образом. Это должно быть что-то, что можно увидеть или услышать. Церкви не должны дисциплинировать на скорую руку каждый раз, когда кто-то подозревается в жадности или гордости. Это не означает, что грехи сердца не являются серьезными. Лишь Господь видит сердца людей, и нам этого не дано, а настоящие проблемы сердца рано или поздно выйдут наружу (1 Царств 16:7; Мф. 7:17; Марка 7:21).

Во-вторых, грех должен быть серьезным. Например, я могу заметить, как брат преувеличивает детали истории и затем поговорить с ним об этом в личной беседе. Но даже если он будет отрицать это, я, скорее всего, не стану привлекать всю церковь к этому делу. Почему нет? Во-первых, такой грех как приукрашивание историй берет начало из более значительных и незримых грехов как идолопоклонство и самооправдание. Именно об этих грехах я бы хотел с ним поговорить. Во-вторых, обсуждение каждого маленького греха в жизни церкви, вероятно, приведет к паранойе и законничеству. В-третьих, нам абсолютно необходимо иметь место для любви, «покрывающей множество грехов» в жизни собрания (1 Петра 4:8). Не каждый грех должен быть разбираем до самого конца. К счастью, Бог не поступил так с нами.

Наконец, формальная церковная дисциплина должна применяться, когда грех непокаянный. Человек, вовлеченный в серьезный грех, был обличен через Божьи повеления в Писании в частном разговоре, однако он или она отказываются отвернуться от греха. По-видимому, человек ценит грех выше, чем Иисуса. Здесь есть одно исключение, о котором мы поговорим ниже.

Все эти 3 фактора имели место в моем первом опыте исправительной церковной дисциплины. Оказалось, что мой хороший друг, с которым мы вместе ходили на пробежки, был вовлечен в продолжительный сексуальный грех. Об этом не знали ни я, ни церковь до того дня, когда он рассказал мне об этом за обедом. Я немедленно спросил своего друга, знает ли он, что говорит Писание о подобном занятии. «Да», ответил он, «но я получил мир от Бога». Я призвал его к покаянию. Другие члены церкви сделали то же самое. Однако нам всем был один ответ: «Бог не против этого». После нескольких месяцев подобных разговоров церковь официально исключила его из членства. Грех был серьезным, непокаянным и имел ясное зримое проявление. Он давал ложное представление о христианстве внутри церкви и за ее пределами. Церковь разговаривала с этим человеком на протяжении нескольких месяцев. Мы проявляли к нему любовь. Мы хотели, чтобы он отвернулся от греха и увидел, что Иисус ценнее всего, что может предложить этот мир. Тем не менее, с самого начало было видно, что он не желает отворачиваться от своего греха и настроен решительно. Выбирая между своим грехом и Божьим словом, он выбрал грех, поэтому церковь приняла формальное действие.

КАК ЦЕРКВИ СЛЕДУЕТ ПРАКТИКОВАТЬ ЦЕРКОВНУЮ ДИСЦИПЛИНУ? 

Как церкви практиковать церковную дисциплину? Иисус дает основные принципы в Матфея 18:15-17. Он говорит ученикам:

Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;

если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;

если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.

Заметьте, что конфликт начинается между двумя братьями, и разбирательство не должно выходить за пределы, достаточные для примирения. Иисус описывает процесс в 4 этапа.

Четыре основных этапа

  1. Если проблема, вызванная грехом, решена лично двумя вовлеченными в нее людьми, то на этом дело закрыто.
  2. Если она не может быть решена, то тогда брат, против которого согрешили, должен привести двух или трех других, чтобы «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16). Иисус цитирует Второзаконие 19, контекст которого – это защита людей от ложных обвинений. Второзаконие призывает к «тщательному расследованию» в случае наличия сомнений по поводу преступления (Втор. 19:18). Мы видим, что Иисус точно так же желает, чтобы христиане заботились об истине и справедливости, что включает проявление должной осмотрительности. Двое или трое свидетелей должны подтвердить, что в действительности был совершен серьезный и видимый грех и что обидчик не раскаялся. Мы надеемся, что вовлечение других людей либо приведет обидчика к покаянию, либо покажет «пострадавшей» стороне, что нет причин для столь серьезной обиды. Первый и второй этапы могут занять несколько встреч, в зависимости от ситуации.
  3. Если вмешательство двух или трех не приводит к разрешению ситуации, то брат, против которого согрешили, должен «сказать об этом церкви» (Мф. 18:17). В моей церкви этот процесс обычно проходит через старейшин, так как Господь дал старейшинам ответственность за надзор над делами церкви (1 Тим. 5:17; Евр. 13:17; 1 Петра 5:2). Старейшины дают короткое описание ситуации и греха таким образом, чтобы это не стало камнем преткновения для других и не привело к лишнему стыду членов семьи. После этого они обычно дают 2 месяца для того, чтобы церковь могла призвать грешника к покаянию.
  4. Последним шагом церковной дисциплины является отлучение от общины или членства церкви, что фактически означает отлучение от хлебопреломления: «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17б). К нему нужно относиться как к кому-то, не принадлежащему к народу Божьего завета, кому-то, кто не должен принимать участие в заветном преломлении хлеба (хотя, скорее всего, его ободрят продолжать приходить на служения церкви; смотри ниже). Наша община принимает этот шаг по истечению двух месяцев, в случае, если человек не желает отворачиваться от греха. Естественно, что два месяца – это произвольно выбранное число, совпадающее с расписанием собраний наших членов церкви. В зависимости от ситуации церквям, возможно, будет необходимо ускорить, либо замедлить процесс.

Для чего замедлять или ускорять процесс? 

Иногда процесс дисциплины должен продвигаться очень медленно. Так, например, следует поступать в случаях, когда грешник показывает хотя бы какое-то стремление к борьбе с грехом. Следует рассматривать не только природу греха, но природу самого грешника. Говоря простым языком, разные грешники требуют разного подхода. Как говорит Павел: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). Иногда не очевидно сразу, бездействуют ли люди по отношению к своему греху, либо они действительно слабы.

Я помню подобную ситуацию. Брат, с которым я работал, был вовлечен к определенную зависимость, и некоторое время я не был уверен, делает ли он оправдания за свои моральные провалы, либо его душа была по-настоящему ослаблена годами пребывания в грехе, что сильно препятствует ему покончить с этим грехом. Ответы на подобные вопросы будут влиять на то, как быстро следует проходить процессу дисциплины.

Иногда процессу дисциплины следует ускориться, что может привести к пропуску одного или двух шагов, описанных Иисусом в Матфея 18. Два подобных случая, предписанных Библией – это сеяние раздора в церкви и общественная дискредитация церкви (т.е. грех, публично порочащий Христа за пределами церковной общины). Касательно первой группы Павел говорит «А того, кто вносит раскол, предупреди раз и два, а затем не имей с ним дела» (Титу 3:10). Не совсем ясно, какой процесс Павел подразумевает здесь, но его слова предполагают, что церкви следует действовать быстро и решительно по отношению к сеющим раздор.

Еще более стремительный процесс  описан в 1 Коринфянам 5, где Павел призывает церковь немедленно отлучить члена, пребывающего в публично известном постыдном грехе, то есть грехе, осуждаемом даже неверующими. Павел даже не говорит церкви предупредить этого человека, чтобы он имел возможность покаяться. Он просто повелевает «предать его сатане» (стих 5а).

Почему пропускается вопрос покаяния и человеку не дается второй шанс? Не потому что Павел не заинтересован в покаянии или втором шансе. Он говорит церкви отлучить человека, чтобы «дух его мог быть спасён в день Господний» (стих 5б). Более того, Павел желает, чтобы этот человек вновь присоединился к церкви, если он действительно покается (2 Коринфянам 2:5-8). В нашем случае его грех общеизвестен и делает публичное заявление о Христе. Поэтому церковь должна так же публично ответить перед всем миром: «Неприемлемо! Христиане так не поступают!».

Вместе с тем важно отметить, что в 1 Коринфянам 5 не стоит вопрос, пребывает ли этот человек в грехе или нет. Это был неоспоримый факт. Если, однако, еще точно неизвестно, был ли совершен грех, даже если он был скандальным по своей природе, то церкви следует потратить достаточно времени, чтобы провести тщательное расследование, как того требует Иисус в Матфея 18.  Например, церкви не стоит отлучать кого-то за расхищение имущества (общественно скандальный грех), основываясь на слухах, только для того, чтобы узнать, что через 3 месяца светский суд закроет дело за недостаточностью улик.

Итак, какие два фактора могут подтолкнуть церковь к более стремительному процессу дисциплины? Это может быть мудрым решением, если (i) существует непосредственная угроза единству церкви или (ii) если грех может принести большой вред имени Христа в обществе. Нет точной формулы, когда одна из этих границ пересекается, и церкви следует назначать нескольких благочестивых старейшин для рассмотрения столь сложных дел.

Посещение и восстановление

Члены церкви часто спрашивают, может ли человек, отлученный от членства и вечери Господней, посещать еженедельные собрания церкви? Другой вопрос – как членам церкви общаться с таким человеком? Новый завет говорит об этих вопросах в нескольких отрывках (1 Кор. 5:9, 11; 2 Фес. 3:6, 14-15; 2 Тим. 3:5; Титу 3:10; 2 Иоанну 10), и различные обстоятельства могут потребовать различных ответов. Указания старейшин нашей церкви обычно подпадают под 2 категории:

  • За исключением ситуаций, когда нераскаявшийся человек представляет физическую угрозу общине, церкви следует приветствовать посещение еженедельных служений таким человеком. Нет ничего лучшего для него, чем слышать Божье Слово в церкви.
  • Несмотря на то, что члены семьи отлученного человека должны продолжать исполнять библейские предписания по семейным обязанностям (Еф. 6:1-3; 1 Тим. 5:8; 1 Петра 3:1-2), тон отношений членов церкви с таким человеком должен ощутимо измениться. Отношения должны характеризоваться не непринужденностью и дружелюбием, а намеренными разговорами о раскаянии.

Восстановление человека в общину происходит, когда видны истинные знаки покаяния. То, как выглядит истинное покаяние в конкретном случае, зависит от природы совершенного греха. Иногда покаяние видимо ясно, как черное на белом, как, например, в случае с человеком, ушедшим от жены. Для него покаяние означает возвращение к жене. В то же время, иногда покаяние будет означать не полную победу над грехом, но скорее видимую решительность войны с грехом, как, например, в случае с человеком, опутанным какой-то зависимостью.

Совершенно точно то, что вопрос об истинном покаянии является сложным и требует много мудрости. Осторожность должна быть уравновешена состраданием. Должно пройти некоторое время, чтобы покаяние могло подтвердить себя через видимый плод, но не следует слишком затягивать (2 Кор. 2:5-8). Как только церковь решит восстановить покаявшегося человека в своей общине и в участии в хлебопреломлении, не должно быть никаких разговоров об испытательном сроке или «второсортном» гражданстве. Напротив, церковь должна публично объявить о своем прощении (Иоанна 20:23), подтвердить свою любовь к покаявшемуся грешнику (2 Кор. 2:8) и праздновать его покаяние (Лука 15:24).

ПОЧЕМУ ЦЕРКВИ СЛЕДУЕТ ПРАКТИКОВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ?

По мере того, как церковь начнет практиковать церковную дисциплину, она обнаружит, что ситуации из реальной жизни зачастую сложны и не имеют точных примеров в Писании, чтобы помочь разобраться во множестве обстоятельств. Не всегда будет ясно, необходима ли формальная дисциплина, либо как долго должен длиться процесс, либо по-настоящему ли покаялся человек…

Община и ее лидеры, разбираясь в этих сложных делах, должны помнить, что церковь, в первую очередь, призвана беречь имя и славу Христа. В своей сущности, церковная дисциплина – это вопрос репутации Христа и вопрос того, может ли церковь продолжать подтверждать устную исповедь веры человека, чья жизнь явно противоречит жизни Христа. Грехи и обстоятельства будут сильно отличаться, но есть один вопрос, который всегда должен стоять перед церквями: «Как грех человека и наш ответ ему отражают святую любовь Христа?»

Не стоит забывать, что заботясь о репутации Христа, мы заботимся о благе неверующих. Когда церкви не практикуют церковную дисциплину, они начинают выглядеть как мир. Они как соль, которая перестала быть соленой и годна лишь для того, чтобы ее выбросить (Мф. 5:13). Они более не являются светом миру, потерянному во тьме.

Более того, заботясь о репутации Христа, мы заботимся о других членах церкви. Христиане должны хотеть быть похожими на Иисуса, и церковная дисциплина помогает хранить Его святую картину незапятнанной. Члены церкви получают напоминание о необходимости большей заботы о собственных жизнях, когда происходят случаи формальной церковной дисциплины. Конгрегационалист Джеймс хорошо обобщает: «Польза церковной дисциплины очевидна. Она восстанавливает оступившихся, выявляет лицемеров, производит благоговейный страх во всей церкви, дает дополнительную причину для бодрствования и молитвы, подтверждает как сам факт, так и последствия человеческой слабости, и сверх всего этого публично свидетельствует против неправедности».

Наконец, заботясь о репутации Христа, мы заботимся о человеке, погрязшем в грехе. В 1 Коринфянам 5 Павел говорит, что самым любящим действием было отлучение человека от собрания, «чтобы его дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор.5:5).

Для чего мы должны практиковать церковную дисциплину? Для блага грешника, для блага неверующих, для блага церкви и для славы Христа. Помня об этих основных целях, церкви и старейшины смогут переходить от одного сложного дела к другому, зная, что Божьи мудрость и любовь возобладают, даже когда наших собственных будет недостаточно.

Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.