22 ошибки, совершаемые пасторами в вопросах церковной дисциплины

22 ошибки, совершаемые пасторами в вопросах церковной дисциплины

Применяя официальные меры церковной дисциплины, пасторы иногда совершают следующие ошибки.

  • Не объясняют общине, что такое церковная дисциплина и почему ее необходимо применять.
  • Не заботятся о том, чтобы членство в церкви было осознанным и должным образом оформленным. Правильный подход к вопросу о членстве в церкви предполагает, что 1) еще до вступления в церковь людям объясняют, какие обязательства налагает на них членство; 2) тех, кто приходит на собрания лишь время от времени, побуждают официально присоединиться к общине; 3) проводят подробные собеседования со всеми желающими вступить в церковь; 4) обо всей пастве постоянно заботятся; 5) постоянно обновляют и уточняют списки членов церкви, чтобы в них числились те, кто регулярно посещают еженедельные церковные собрания.
  • Не объясняют общине, в чем, согласно Библии, состоит обращение; в частности, не говорят о необходимости покаяния.
  • Не объясняют новым членам церкви, что в случае серьезных нарушений против них могут применить меры церковной дисциплины и что избежать наказания, отказавшись от членства, не удастся.
  • Не заботятся о том, чтобы в публичных документах церкви (регламент, устав, учредительные документы и так далее) были отражены процедуры церковной дисциплины. Тем самым пасторы подвергают церковь риску судебного преследования.
  • Не соблюдают порядок действий, изложенный в Матфея 18 или же 1 Коринфянам 5, в зависимости от обстоятельств. Например, в тех случаях, которые требуют действий в согласии с Евангелием от Матфея они пропускают первый необходимый этап – обличение греха с глазу на глаз.
  • Неверно оценивают, насколько быстро следует действовать в том или ином случае, и в результате либо затягивают рассмотрение вопроса, либо выносят поспешные решения.
  • Не дают общине удовлетворительных разъяснений, почему в том или ином случае необходимо применение официальных мер дисциплины.
  • Давая рекомендацию об отлучении, предают огласке слишком много подробностей конкретного греха, что ставит в неловкое положение родных виновного и служит соблазном для незрелых членов общины.
  • Применяя меры церковной дисциплины, слишком увлекаются официальной стороной дела, забывая о том, что их пастырский долг – заботиться о смягчении сердца нераскаянного грешника.
  • Почти не думают о том, что грешники бывают очень разными и что от этих различий зависит, как долго может церковь мириться с грехом, прежде чем переходить к следующему дисциплинарному этапу (см. 1 Фес. 5:14).
  • Забывают, что и сами живут по милости Господней, а потому преследуют грех с позиций самодовольной праведности. Эта ошибка влечет за собой и другие последствия, например, чрезмерно суровый тон и отчужденность от виновного.
  • Не любят грешника. Они не молят Господа, чтобы Он даровал виновному покаяние.
  • Требуют слишком многого от «надломленного тростника» или «тлеющего фитиля» (см. Мф. 12:20, НРП). Иначе говоря, их требования о покаянии слишком суровы для человека, который запутался в сетях греха.
  • Не объясняют общине, как обращаться с нераскаянным грешником: как общаться с ним в различных ситуациях и как способствовать его покаянию.
  • Не приглашают наказанного посещать церковные собрания, чтобы слушать Слово Божье (при условии, что речь не идет о преступнике, который, посещая церковь, мог бы причинить вред другим). Кроме того, они не доводят до сведения церкви, что все должны быть готовы к тому, что человек, подвергшийся отлучению, будет и впредь приходить на собрания.
  • Возлагают ответственность за применение мер церковной дисциплины на одного человека – старшего пастора. Из-за этого у некоторых членов общины возникает соблазн обвинить старшего пастора в сведении личных счетов.
  • Не заботятся о том, чтобы пресвитеры участвовали в жизни общины, поэтому пастыри не знают о состоянии паствы. Но там, где нет воспитательной дисциплины, сложнее применять меры исправительной дисциплины.
  • Не проповедуют Слово Божье каждую неделю.
  • Допускают неправильные настроения в общине: люди в церкви воспринимают церковное наказание как возмездие виновному, а не как желание с любовью предупредить нераскаянного грешника о неотвратимом суде Божьем.
  • Отлучают членов церкви без достаточных библейских оснований (например, за игру в карты без денежных ставок, за танцы и так далее).
  • Применяют церковную дисциплину по каким угодно причинам, но не ради блага самого грешника, всей церкви, неверующих, пристально наблюдающих за христианами, и не во славу Христа.


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.