Пример миссионерской работы Карла Гюцлафа

Пример миссионерской работы Карла Гюцлафа Charles_Gutzlaff.jpg

Карл Гюцлаф

Мало кто когда-либо слышал о Карле Гюцлафе. Гюцлаф несколько десятков лет трудился на ниве распространения Евангелия в Китае. В 1844 году он основал миссионерскую организацию под названием «Китайский союз». Данный союз должен был стать инструментом осуществления стратегии по достижению всего Китая. В 1840-х годах Гюцлаф, с европейской точки зрения, был одной из самых выдающихся фигур среди миссионеров всего мира. Говоря современным языком, Гюцлаф стал основоположником «движения». Периодические издания постоянно размещали на своих страницах впечатляющие данные о его достижениях, а также часто становились для него площадкой для того, чтобы побуждать все новые собрания верующих поддерживать Китайский союз.

Во время туров по Европе харизматичность Гюцлафа сделала его самым успешным человеком, занимавшимся в то время сбором пожертвований. После встречи с ним даже король Пруссии пожертвовал 400 долларов Китайскому союзу. Гюцлаф получал тысячи и тысячи долларов для поддержки многих тысяч китайских проповедников, а также наставников из Европы. Библейские общества давали ему гранты на публикацию Библий и другой литературы. Китайский союз процветал.


Новый метод

В чем же заключался его секрет? Гюцлаф около пятнадцати лет трудился в Гонконге, практически не видя никакого результата. Он был удручен всеобщим неверием. Гюцлаф был уверен, что иностранные миссионеры никогда не смогут обратить жителей Китая в веру, а процесс обучения китайских верующих по традиционной системе шел слишком медленно. Поэтому он сделал вывод, что обстоятельства требовали новых подходов к миссионерской деятельности. Каковы же были характеристики его нового метода?


  • Европейцы играли в основном роль учителей или наставников. 

  • Китайские проповедники должны были просто следовать примеру Апостолов.

  • Новообращенные проходили обучение в течение 3-6 месяцев, а потом их посылали в качестве проповедников.

  • Во время обучения они изучали основополагающие отрывки из Библии.

  • Китайским проповедникам платили за то, чтобы они несли Евангелие вглубь провинций, куда европейцам было сложно попасть.


Для того времени такие методы были новаторскими. Гюцлаф предложил новый подход к миссионерской деятельности, который коренным образом отличался от традиционных методов. И его достижения говорили о том, что подход был верным...ну или так думали окружающие.


Результат "Нового метода"

В то время как Гюцлаф находился в туре с целью сбора средств, одна организация начала проверять достоверность заявлений Китайского союза. Что же они обнаружили? У некоторых из китайских проповедников, особенно у тех, кто ближе всего общался с Гюцлафом, было адекватное понимание основ евангельского христианства. Однако остальные результаты исследования были плачевными.


  • Многие признавались, что слышали о том, что если признать Христа и стать проповедником, тебе будут платить зарплату.

  • Некоторые проповедники никогда не покидали Гонконг, но в отчетах говорили о крещениях в отдельных провинциях так, будто бы они несли там активное служение.

  • Среди многих проповедников стало обычной практикой использовать свою зарплату и деньги, предназначенные на издание евангелизационных материалов, для покупки опиума.


В результате расследования и выяснения обстоятельств, пришлось заключить, что движение было в значительной степени фальсифицированным. Но Гюцлаф продолжал отстаивать свое видение. Однако, из-за скандалов Китайский союз подвергся всеобщему осуждению и практически прекратил свое существование после смерти Гюцлафа в 1851 году. В европейских церквях стали скептически относиться к миссионерской деятельности в Китае, что повлияло на размер пожертвования другим протестантским миссионерским организациям. 


Наше время

Один мудрый человек сказал, что нет ничего нового под солнцем. В наши дни евангельские христиане все с таким же энтузиазмом относятся к отчетам о различных движениях среди народов. Многие методы, применяющиеся, чтобы эти движения начать, поразительно напоминают методы, использовавшиеся Китайским союзом.


  • Миссионеры из Европы в основном играют роль наставников, а не сотрудников.

  • Новообращенных обучают, чтобы они скорее становились пасторами или благовестниками-основателями новых церквей.

  • Для благовестия, наставничества и основания церквей предлагается использовать простые для воспроизведения, «стандартные» формулировки.


Многие с энтузиазмом одобряют и применяют методы, основанные на сообщениях о якобы успешных движениях, потому что они предполагают возврат к служению в том виде, в котором его несли апостолы. Однако мне хотелось бы привести три причины, почему я стал относиться к сообщениям о движениях и новых методах, нацеленных на быстрый рост и умножение, с оптимистичным скептицизмом.

1. Деньги

Предполагается, что миссионерские организации должны регистрировать количество крещаемых, новых церквей и обученных лидеров. Думаю, что большинство организаций стремится представить точные отчеты. Тем не менее, перипетии жизни и служения редко когда позволяют провести тщательное исследование, с целью создания доказательной информационной базы о тех движениях, которые заявляют о многих тысячах крещаемых и новых церквей. Когда служение Китайского союза распространилось на провинции, Гюцлаф стал полностью зависеть от отчетов его проповедников.

Сложность в исследовании возникает тогда, когда поднимается денежный вопрос. Финансовая поддержка миссионеров и пасторов библейски обоснована и необходима. Однако, когда в обмен на зарплату местному пастору или благовестнику предлагается пользоваться конкретными методами, то он может испытывать несправедливое давление необходимости предоставить спонсору ожидаемый результат. Не важно, внутреннее это ощущение или внешнее, но многие служители чувствуют, что, отчитываясь об использовании спонсорских средств, они должны доказывать свою состоятельность хорошими результатами. Как и проповедники у Гюцлафа, служители могут впасть в искушение приукрасить или даже солгать в отчете. 

2. Самолюбие

Должен признаться, что когда я начинаю придерживаться какого-то определенного метода, то все, что я читаю или чему даю толкование, я воспринимаю через призму данного метода. Поэтому когда я читаю или слышу о чем-то, что подтверждает конкретно мою точку зрения, то я буду склоняться к тому, чтобы сказать: «видишь! Я прав!» Предположу, если быть честными, что все люди поступают похожим образом. Если служением пропагандируется какой-то один определенный набор методов для расширения царства, то восприятие тем более будет искажено.

3. Быстрый рост

Мне кажется, что когда нам на глаза попадаются впечатляющие статистические данные, и даже когда мы становимся свидетелями резкого роста и умножения церквей, то нам нужно в первую очередь помнить о притче о сеятеле. В этой притче три из четырех видов почв приносят видимый плод, но только один из видов приносит истинный плод. И это откроется только по прошествии времени. 

В современной экономике служения терпение недооценивается. Мы слишком торопимся воздать хвалу за рост, не утруждая себя наблюдением за плодородностью почвы и за состоянием плодов, которое проявляется со временем. И поэтому, когда миссии говорят о быстрых результатах или росте церквей, то я рекомендую задать несколько вопросов, прежде чем присоединяться к ним.


  • Как преподносится Слово? (Является ли истинное Евангелие центральным для учения? Преподается ли вся совокупность Писаний? Преподносятся ли описательные отрывки из Нового Завета как обязательные к исполнению?)

  • Насколько тщательное исследование было проведено, чтобы подтвердить данные статистики, и какая существует система контроля?

  • Не вызвала ли нацеленность на быстрый результат пренебрежения библейским учением о здоровье церкви, об уровне подготовки старейшин или о личной святости? (См. 1 Тимофею 3:6-7, Иакова 3:1, 1 Тимофею 5:22)

  • Прошел ли плод, приносимый служением, проверку временем?


Заключение

Справедливости ради нужно сказать, что Китайский союз, возможно, на самом деле помог многим исповедать свою веру во Христа, а некоторые идеи Карла Гюцлафа оказали положительное влияние на миссиологию (например, идея о том, что необходимо мобилизовать и подготовить местных пасторов и проповедников, а также ослабить контроль со стороны европейцев). Я также хочу сказать об одном аспекте методологии движений, за который я особенно благодарен – это акцент на дерзновенном личном благовестии.

Я хотел бы призвать служителей к размышлению о том, что предлагает нам наше окружение. Ежедневно в наших соцсетях мы видим большое количество наших братьев во Христе, которые предлагают нам купить их книгу, посетить их курсы, или присоединиться к их сети контактов.  «Подражайте мне, - говорят они, - вы же видите мои результаты!» Тем не менее, я надеюсь, что жизнь и наследие Карла Гюцлафа послужит примером как для миссионерских организаций, так и для церквей в деле благовестия. Будем молиться за великие движения и работу Святого Духа. Но будем же особо осторожны, чтобы наше стремление организовать движение не позволяло нам доверять неподтвержденным цифрам, или небиблейским методам, основанным на неверном толковании Писания.



«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.