Пастор в роли отца

Павел в третьей главе Первого послания к Тимофею рассматривает успешность пастора в качестве отца как обязательный к соблюдению критерий, чтобы нести служение. 

В первых семи стихах этой главы перечисляется список качеств,  необходимых для пастора. Удивительно, как много пунктов не включено в список: ничего не говорится об обучении в семинарии, ораторских навыках, типе личности и других важных характеристиках. В самом деле, большинство необходимых для пастора качеств описаны буквально в двух словах без подробных объяснений. Но Библия посвящает два стиха описанию семейной жизни пастора и один стих, чтобы подчеркнуть важность темы.

Семья пастора

Безусловно, семья - отдельный организм внутри церкви. Дом – это то место, где познаются мужи Божьи. Пастор у себя дома – обычный человек из крови и плоти, который сталкивается с такими же простыми людьми. 

При нормальном духовном состоянии семья пастора с радостью принимает его лидерство и это свидетельствует церкви, что она в надежных руках. Ведь дом – это не просто площадка для практики своих пасторских навыков, в доме этот навык оттачивается. 

Обстановка в семье пастора определяет, насколько серьезно его воспринимают в качестве мужа Божьего. Тяжело представить женщину в церковной общине, которая бы доверяла пастору, чья жена – несчастная женщина. Люди вряд ли станут воспринимать мужчину как духовного лидера, если его дети дикие и непослушные или выглядят зажатыми и угнетенными. Благополучие в семье пастора служит залогом доверия к его словам во время молитвы, заботе о нуждающихся и душепопечении в целом. 

Жертвенный труд

Вторая глава Первого послания к Фессалоникийцам - один из тех отрывков в Писании, где Павел проводит параллель между пасторским служением и отцовством, объясняя суть обоих этих служений. Тема отцовства прослеживается в девятом стихе, где Павел напоминает о том, как он трудился до изнурения день и ночь и никого не обременял своим служением. Днем Павел занимался распространением Благой Вести, по ночам же он со своими соратниками зарабатывал средства к существованию. Слова, переведенные с греческого языка как труд и изнурение, рифмуются друг с другом и в полной мере описывают усталость и тяготы тяжелой работы.

В восьмом стихе третьей главы Второго послания к Фессалоникийцам Павел пишет, что он никогда не жил ни на чьем иждивении, подавая тем самым пример жертвенного служения. Он мог обратиться к людям с просьбой о финансовой поддержке, но предпочел так не делать. 

Стоит отметить, что Павел предоставляет множество определений настоящего Божьего мужа. Он сравнивает свою деятельность с отцовством, которое выражается в жертвенности и тяжелом труде на благо своих подопечных. В церкви или дома, авторитет Бога в жизни служителя никогда не выражается в стремлении подчинить других своей воле. Напротив, авторитет Бога прослеживается в кропотливом труде на благо тех, кому мы призваны служить. 

Пример для подражания

В 10 стихе второй главы Первого послания Павел подчеркивает, что он не только стремился не быть в тягость фессалоникийцам, но и служил примером для подражания. Бог – свидетель тому, насколько праведно, свято и непорочно Павел жил среди остальных верующих. Стоит рассмотреть поближе эти три эпитета.

Праведностьзатрагивает сферу отношений пастора с другими людьми. Во взаимоотношениях с людьми приходится быть осмотрительным, принципиальным и соблюдать этику. Пастор не может проявлять предвзятость по отношению к своей пастве. Случается, что некоторые люди вызывают негодование пастора и с ними тяжело сохранять терпение, но Божий муж не должен поддаваться таким соблазнам. Особенно это касается собственной семьи. Лучше, чтобы дети видели одного и того же человека как дома, так и в церкви. 

Святость касается взаимоотношений с Богом. Павел был глубоко верующим и благочестивым человеком, угодным Богу. Для детей пастора должна быть очевидна искренность веры их отца. Если существует явное несоответствие между словами пастора с кафедры и его личной жизнью, то из его детей могут вырасти циники. Очевидно, невозможно скрыть грех от своих детей, но они должны видеть отца, способного преодолевать грехи и сохранять веру в чистоте.

Непорочность связана с репутацией в обществе. Павел подавал безукоризненный пример добродетели.

Ответственность отца

В 11 стихе второй главы Первого послания к Фессалоникийцам Павел говорит о себе как о том, кто несет отцовскую ответственность перед своими духовными детьми. 

В древнем мире отец отвечал за воспитание ребенка, формирование его характера и социализацию в обществе. Павел чувствовал свою прямую ответственность за вверенных ему детей Божьих и со всей серьезностью относился к установленным им стандартам. Он осознанно и целенаправленно подчеркивал отцовскую сторону своего служения. Он готов был каждому прийти на помощь.

Служение Павла распространялось как на всех сразу, так и на каждого в отдельности. Важными частями служения были наставление в правильном русле, ободрение и побуждение. Обратите внимание на заданный результат всех этих действий: Павел ободряет и призывает не просто к внешнему соответствию. Цель заключалась в том, чтобы почитать Бога своей жизнью. Павел не учил просто жить достойно, ведь в действительности никто не достоин Бога, но устанавливал Божьи стандарты как ориентир. Павел призывал фессалоникийцев отражать Бога в своих жизнях, быть святыми как Тот, Кто их призвал.

Будьте внимательны

Пастор не может хорошо служить церкви без хорошего служения своей семье. Любой успех в семье хорошо сказывается на служении в церкви.  Между служением Евангелия и отцовским служением нет никаких противоречий. Ведь в плане Бога и Его воле на нашу жизнь нет противоречий. Истинный Божий муж способен с одинаковой долей посвященности исполнить свое предназначение как пастора, так и отца для своих детей.

Если между двумя служениями возникает конфликт, то будет полезно напомнить себе, что Бог не призывает нас ни к чему, что противоречило бы Его воле. Если мне кажется, что есть противоречие, значит, я что-то неверно понимаю. Я должен установить для себя дополнительные Библейские требования либо в церковном служении, либо в служении своей семье.

К примеру, Бог не призывает пастора ночевать вне дома пять-шесть ночей к ряду, занимаясь церковной работой. Возможно, это пошло бы на пользу церкви, но если пастор хочет быть отцом для своих несовершеннолетних детей, он должен находиться дома. Он должен уделять время своим детям, помогая им с домашним заданием и проводя время в семейном поклонении. Пастор, у которого есть дети, обязан быть хорошим отцом по умолчанию. 

Пастор не должен требовать от своих детей соответствия ожиданиям своей паствы. Когда моя дочь была подростком, у нее была прическа, которая показалась мирской одному из членов общины. Он угрожал, что уйдет из церкви, если я не заставлю свою дочь сменить стрижку. Но я знал свою дочь, и я знал, что ее прическа вовсе не неприличная или непристойная. Я ответил своему другу, что не хотел бы, чтобы он уходил, и что его уход опечалит меня. В то же время я не мог изменить свою дочь в угоду кому-то из общины. Я не рассказывал ей об этом. Тот человек покинул церковь, но вернулся спустя 20 лет, прося прощения за свои ошибочные представления. 

Будучи пасторами, мы должны подчеркивать первостепенную важность семьи и необходимость в осознанном выборе становиться преданным отцом и мужем. Очевидно, в ряде особых случаев пастору придется отсутствовать дома в вечернее время, но в остальное время отец должен находиться дома со своими детьми. Помните, когда пастор посвящает себя служению семье, он также посвящает себя служению церкви. 



Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.