Библейская диагностика церкви

Библейская диагностика церкви

В октябре в Санкт-Петербурге прошла конференция Экклезия на тему «Смотри, как строишь», на которой пасторы размышляли о необходимости диагностики здоровья церкви. Аналитика своего служения и служения всей церкви - неотъемлемая часть пасторской работы. Речь не о критике и недовольстве, самосохранении или самовыживании, но о культуре здоровой аналитики и исправления церкви.

В данной статье мы посмотрим на библейским пример диагностики поместной церкви, представленный в книге Откровения. 

В Откровении очень часто упоминается цифра семь как число полноты. Ориентируясь на это число, мы выделим всего семь практических принципов диагностики здоровья церкви.

Принцип 1: помните о том, что Христос анализирует вашу церковь вместе с вами

Каждое послание поместной церкви начинается словами: «Ангелу такой-то церкви напиши...». Под ангелами, скорее всего, подразумеваются руководители церквей, представляющие свою церковь при встрече с Иоанном. Про них текст говорит: 

Он держал в правой руке семь звезд... Семь звезд - это ангелы семи церквей. (Откр. 1:16, 20, НРП).

Иисус держит пастора церкви в Своей руке и помогает ему анализировать свою церковь. Это ободрение: мы не одиноки. Присутствие Христа придает уверенности.

Главным Экспертом нашей аналитики является Христос, присутствующий с нами посредством Духа Святого. Не мы профессионалы, но Он Профессионал. Эта истина смиряет, изгоняет страх и возвращает нас к правильным мотивам: мы анализируем ради славы Христа.

Принцип 2: не бойтесь привлечь к процессу аналитики простых членов церкви

Обращаясь к церквям в Ефесе, в Смирне, в Пергаме, в Фиатире, в Сардисе, в Филадельфии, и в Лаодикии, Иисус обращается не только к пасторам этих церквей, называя их ангелами или посланниками, но и к поместной церкви в целом. В конце каждого послания звучат слова: «Имеющий ухо, пусть слышит, что Дух говорит церквям». Если пастор не поймет, эти же слова слышит и вся церковь. Слышит, понимает, применяет, анализирует и исправляет.

Читая историю различных общин, я вижу примеры изменений, обновлений и реформ, инициаторами которых были не пастор, а зрелые члены церкви, которые уже много лет молились за свою общину и просили у Бога перемен. Пасторы часто не замечают таких людей. Наше внимание привлекают молодые, активные, подвижные члены церкви. Но стоит посмотреть на свою общину и увидеть братьев и сестер, которые стоят перед Господом в молитве о том, чтобы Бог изменил их церковь.

Привлеките таких людей к аналитике вашей церкви.

Принцип 3: отмечайте положительные стороны вашей церкви

Иисус Христос, обращаясь к каждой церкви, отмечает положительные стороны. Приведу лишь два примера.

Ефес: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. (Откр. 2:2-3).

Фиатира: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. (Откр. 2:19).

Закончив учебу в Новосибирской библейской богословской семинарии и возвращаясь в родной город Уфу, я получил совет, который помог мне в дальнейшем служении: невозможно созидать церковь, если видишь в ней одни минусы, церковь созидается из плюсов. Мне пришлось потрудиться и составить список плюсов церкви «Святой Троицы». Все минусы были на поверхности. О них я уже думал несколько месяцев и подмечал в разговоре с пастором и членами церкви. Однако, составив список плюсов, я подумал: «Не все так плохо! Господи, спасибо тебе за эту церковь!».

Мы делаем диагностику здоровья церкви не только для выявления недостатков, но и для укрепления тех положительных сторон, которые есть в церкви. Поэтому, делая аналитику, ободряйте церковь, отмечая плюсы, и искренне радуйтесь, видя положительную динамику.

Принцип 4: заботьтесь о духовном состоянии членов церкви

Христос, обращаясь к Ефесской церкви, переживает, что она оставила первую любовь. То есть ее духовная жизнь стала формальной: нет личных отношений с Господом и нет отношений, построенных на любви.

Обращаясь к Лаодикийской церкви, Иисус говорит о их «теплости». 

Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. (Откр. 3:15-16).

Делая диагностику здоровья церкви, важно обратить внимание на личные отношения с Господом. Стоит задать вопросы:

  • Как часто члены общины читают Библию?

  • Сколько времени уделяется молитве?

  • Есть ли практика поста? 

И так далее.

С одной стороны, ответы на данные вопросы не могут показать всей картины, с другой стороны, каждый пастор понимает, что без размышления над Словом Божьим и молитвы не бывает близких отношений с Господом.

Принцип 5: подвергните библейской критике учение в вашей церкви

Обращаясь к двум церквям, Иисус отмечает их учение. В пергамской церкви была проблема с учением Николаитов, которое бродило среди членов церкви (Откр. 2:14-15). В фиатирской церкви была проблема попустительства: женщина учила церковь и тоже вводила в грех и заблуждение общину (Откр. 2:20). Для Христа принципиально важно, какое учение в Его церкви.

Таким образом, обращайте внимание не только на то, чему учат, но и на то, кто учит общину. Очень часто проблемы с учением в церкви не от того, что учат всему подряд, а от того, что учат все подряд. 

Проверьте, насколько каждый проповедник в вашей общине соответствует библейским требованиям, описанным в 1 Тим. 3 главе и в Тит. 1 главе, и только потом допускайте их к проповеди. Открыто обсуждайте разные богословские взгляды, давая каждому из них библейскую оценку, чтобы с вашей кафедры звучала ясная и понятная истина, и кафедра не превращалась в место для дебатов и противоречий.

Принцип 6: открыто говорите о грехе и покаянии

Здесь мы посмотрим только лишь на одну церковь  в Сардисе, хотя о грехе и о покаянии Иисус говорит почти всем церквям:

Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. (Откр. 3:1-3).

При анализе церкви важно обратить внимание на то, не живет ли ваша община в каком-то грехе. 

  • Существует ли в общине проблема с нераскаянным грехом?

  • Почему пасторы знают о грехе, но не предпринимают никаких действий?

  • Обличает ли община грех в церкви и призывает ли членов к покаянию?

  • Как применяются библейские принципы церковной дисциплины?

Может оказаться, что вся проблема кроется в каком-то нераскаянном грехе, в котором необходимо покаяться и руководству и всей общине в целом. Поэтому будьте честными в этих вопросах в процессе аналитики.

Принцип 7: смотрите в будущее

Всем семи церквям Иисус указывает на будущее и говорит о победе.

Побеждающему дам вкушать от древа жизни... (Откр. 2:7);

Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень... (Откр. 2:17);

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным;... и дам ему звезду утреннюю. (Откр. 2:26-27);

Побеждающий облечется в белые одежды... (Откр. 3:5);

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон... (Откр. 3:12);

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем... (Откр. 3:21).

Мы делаем анализ церкви не просто ради анализа. Мы хотим здоровые церкви не ради здоровых церквей. Наша цель - победа во Христе. Христос о церкви сказал: врата ада не одолеют ее. (Мф. 16:18). Церковь создана, чтобы побеждать.

Нам важно смотреть в будущее, а не ограничиваться только лишь настоящим. Но важно смотреть не только в будущее, связанное с вечностью, но и в ближайшее будущее, ожидающее нас на земле. 

Смотря вперед, честно ответьте на вопросы о будущем вашей общины:

  • Если ваша церковь сокращается количественно, что ожидает ее через 10 лет?

  • Если ваша церковь погрязла в конфликтах, что ожидает ее через 10 лет?

  • Если церковь погрузилась в формализм, что ожидает ее через 10 лет?

К сожалению, мы часто оборачиваемся назад и вспоминаем о том, как раньше было хорошо, вместо того, чтобы смотреть вперед и делать лучше, чем было когда-либо.

Каждый пастор призван не только совершать свое служение, но анализировать и исправлять себя, служение и жизнь церкви. Нам проще этого не делать, оставив все «как есть», и ждать, «куда дух поведет». Но пример Христа в книге Откровения учит нас другому. Полагаясь на мудрость и силу Иисуса Христа, основываясь на Священном Писании, будем анализировать церковь и укрепляться в любви к Господу и людям.


«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.