Нужно ли заставлять детей быть на собрании?

Нужно ли заставлять детей быть на собрании?

Вопрос: Пастор Джон, мне интересно, бывают ли ситуации, в которых нужно полностью отделять детей от общего собрания, отправляя их в комнаты воскресной школы. Наша церковь сейчас стоит перед таким выбором, потому что у многих семей есть новорожденные дети, у некоторых семей есть вездесущие и шумные ползунки, есть также и озорные пятилетние дети, а также есть трое детей разного возраста с особенностями вроде аутизма или синдрома Дауна. Проблема вот в чем: многие родители хотят отдохнуть от своих детей и ожидают, что во время собрания для взрослых будет возможность держать детей отдельно, а те, кто присматривают за детьми, хотят быть на собрании для взрослых, и не в состоянии полностью контролировать детей. Как нам стоит поступить?

Ответ: Я надеюсь, что в вашей церкви есть сильный лидер, потому что слабый лидер никогда не устоит перед теми неодобрением и критикой, которые последуют, если вы попробуете сделать то, что я вам сейчас посоветую. Когда я стал пастором церкви Вифлеем в 1980 году, то один из первых вопросов, которые мне пришлось решать, касался детей на собрании. Их было не много, но их становилось все больше. И всем хотелось знать: что мы будем делать? Будет ли у нас детская проповедь посреди собрания, когда дети на три минуты выходят вперёд? Будет ли у нас отдельное детское собрание, после которого дети приходят на взрослое - если, конечно, в 13 лет не перестанут приходить в церковь вообще? Что же мы будем делать?

Мы с моей женой Ноэль стали решать этот вопрос вместе. Это был единственный раз, когда мы так дружно объединились и стали работать над одним вопросом. Мы сделали это, потому что оба имели очень определенную позицию по этому вопросу, и мы готовы были поставить на кон свои жизни. Мы объединились и написали статью, в которой постарались убедить членов нашей церкви, что нам не стоит делать ни детского собрания, ни мини-проповеди для детей во время собрания, но что родители или другие ответственные взрослые (если у детей нет родителей-христиан) будут приводить своих детей с собой на собрание начиная с четырёх лет. До тех пор мы предоставляли им детскую комнату, и со временем эти детские комнаты стали, цитирую, "очень богоцентричными местами, где о маленьких детях заботятся и ориентируют их на Бога, а также готовят к тому, чтобы они вместе с мамой и папой пошли на собрание для взрослых".

Статья, которую мы написали, сейчас доступна на сайте Desiring God, она называется "Семья: вместе в присутствии Бога". Я буду цитировать из неё, но я не буду зачитывать ту часть, которую все хотят услышать больше всего, а именно: как заставить детей слушаться. Эту часть написала моя жена. Поэтому если то, что я говорю вам сегодня, хоть немного вас заинтересовало, зайдите на сайт, найдите статью и прочтите, что моя жена об этом написала. Но я думаю, что главные вопросы, которые нужно поднять, это вопросы нашего совместного поклонения, воспитания детей и усвоения детьми того, что важно их родителям.

Я повторю несколько мыслей из этой статьи. Совместное поклонение Богу - дело наивысшей важности в жизни семьи и жизни церкви. Все 33 года что я был пастором мы подходили к тому, как мы поклоняемся Богу на воскресном собрании, очень серьёзно. Не думайте, что при этом на собрании у нас не было радости. У нас было много радости, и радости глубокой. Вифлеем была и остаётся счастливой церковью. Но мы хотели избавиться от любого легкомыслия, пустоты и болтовни. Я терпеть не могу болтливые воскресные собрания. Но мы так делали не на всех наших собраниях. Утреннее собрание в воскресенье мы называли "Горой Преображения", то есть местом, настолько полным Божьей славы, что остаётся лишь практически безгласно падать ниц в присутствии Бога. А вечернее собрание в воскресенье, или в среду, или когда вы ещё собираетесь, для нас было "Горой Елеонской", то есть знакомым местом, где Иисус, возможно, располагался поудобнее и обсуждал со своими учениками разные вопросы. Это также очень важно для церкви.

Главный камень преткновения для детей на воскресном собрании это родители, которые сами не любят поклоняться Богу

На нашем воскресном утреннем собрании у нас не было детской проповеди. Мы были убеждены, что даже несмотря на то, что детям это понравится, в долгосрочной перспективе это отрицательно скажется на духовной зрелости нашего собрания. Всему своё время (Эккл. 3:1). Это очень важно. Кому-то кажется, что нужно либо все делать в воскресенье утром, либо не делать вообще. Нам казалось, что хотя бы один час в неделю из 168 нам нужно соблюдать максимальную интенсивность динамичного поклонения. Я ещё раз повторю это, потому что мне нравится эта фраза: соблюдать максимальную интенсивность динамичного поклонения. Конечно, наши доводы в пользу того, чтобы вести детей на собрание, будут важны только тем родителям, которые по-настоящему любят встречаться с Богом, поклоняясь Ему, и хотят, чтобы их дети это видели и постоянно наблюдали это в течение всей жизни. Главный камень преткновения для детей на воскресном собрании это родители, которые сами не ценят совместное поклонение Богу. Они не любят его. Дети чувствуют разницу между тем, когда мы исполняем обязанности и тем, когда мы наслаждаемся тем, что мы делаем. Они знают, любит ли папа собрания или нет.

В общем, первая и главная задача родителя - полюбить совместное поклонение Богу. Если вы ходите в церковь из-за чувства долга, потому что вас заставляют, или ещё почему-то, а не потому, что любите бывать на собрании, то ваши дети почувствуют это и так же, как и вы, в глубине души будут ненавидеть собрания. Вы не можете передать то, чего сами не имеете. Но это ведь то, что вы хотите передать вашим детям. Вы хотите, чтобы они переняли от вас искреннее поклонение Богу. Искреннее, сердечное совместное поклонение Богу - самое ценное переживание в жизни человека. Задумайтесь об этом: просто невозможно оценить собирательный эффект 650 собраний, которые ребёнок проведёт вместе со своими мамой и папой в искреннем общении с Богом и Божьим народом между 4 годами и 17.

Наша цель - чтобы дети переняли страсть к поклонению Богу, из недели в неделю видя как папа с мамой наслаждаются Богом. Представляете, каков был бы эффект, если бы дети в течение 12 лет видели, как их папа молится, склонив голову, в начале собрания? Переставляете, как на детей бы повлияло, если бы они видели, как папа с мамой светятся от радости, славя Господа в песнях? Задумайтесь: миллионы детей никогда не видят, как их родители поют, а тем более радостно поют великому Богу. Меня очень удивляет, когда родители хотят взять своих детей, когда те находятся в самом важном возрасте, и поместить их вместе с другими детьми и другими взрослыми, чтобы они формировали их отношение к поклонению Богу и их поведение вместо того, чтобы делать это, взяв их с собой. Почему родители не жаждут показать своим детям, какую огромную важность имеет радостное поклонение всемогущему Богу?

Конечно, это для них слишком сложно - так и должно быть, они же ещё совсем не опытные. Английский для них тоже слишком сложен, когда они только рождаются, но мы же не говорим: ну, давайте поместим их вместе с другими детьми в подходящие для них условия, пока они не будут понимать хотя бы пару слов. Нет, мы каждый день с головой погружаем их в английский язык, 90% которого они не понимают, в надежде что когда-нибудь они дорастут до радостного владения английским языком. Задолго до того, как дети начнут полностью понимать, что происходит в собрании, что поётся в песнях и что говорится, они впитывают огромное количество важнейших истин.

Это по-прежнему так даже если они говорят, что им скучно. Они привыкают к музыке и словам. Истина, которая передаётся в пении, начинает пускать корни. Собрание становится близким и естественным. Даже если большая часть проповеди слишком сложна для понимания, мы знаем из нашего опыта, что дети имеют удивительную способность слышать какие-то отдельные вещи и запоминать их. Содержимое молитв, песен и проповеди даёт родителям лучшую возможность научить своих детей великим истинам веры. Какая отличная возможность! Если бы только родители научились после собрания задавать своим детям вопросы и потом объяснять им то, что они не поняли, то в долгосрочной перспективе это имело бы огромное влияние на возрастание детей в познании Бога.

Дети должны испытывать чувство восторга и серьёзности в присутствии Бога. Они должны чувствовать, что это священное время, священное место. Скорее всего, на детском собрании этого не произойдёт. И, к сожалению, это не произойдёт на многих взрослых собраниях, которые уделяют слишком много внимания направленной в стороны болтовне, а не направленной на небо радости. Наша цель - пробудить в детях чувство величия Бога, а не только Его близости.

Я привёл несколько мыслей, почему так важно, чтобы наши дети были на собрании. Столько ещё можно сказать, - особенно о том, как нужно воспитывать детей дома, чтобы все это стало возможным. Но за этим вы можете обратиться к статье, которую написали мы с Ноэль, и посмотреть, что мы написали там о воспитании. Главное, что искренние, сердечные встречи с живым Богом во время совместного поклонения Ему должны быть главным желанием сердца родителей. И нет лучшего места и времени, чтобы передать детям это, чем вместе с папой и мамой на собрании.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.

Чувство плеча

08.02.2024 / Иван Климкин

Каждый служитель церкви периодически ощущает недостаток мудрости при принятии сложных решений, страх перед непростыми людьми, неэффективность в труде и другие сложности, В своей статье Иван Климкин библейски обосновывает принцип коллегиальности руководства поместной церковью и показывает, как коллегиальность помогает преодолевать эти сложности.