Приглашение к столу

Приглашение к столу

Не каждый знает, что слово компания произошло от латинского compania – «со-хлебники, сотрапезники». Зачастую мы сами принимаем решение, в чьей компании хотим разделить пищу и руководствуемся при этом различными критериями.

Но кого следует приглашать в свою компанию? С кем следует кушать вместе и с кем разделять праздничный стол?

Ответы на эти вопросы дают нам лучшее понимание самих себя, чем это может показаться на первый взгляд. Разбираем, почему это так, на основании 14 главы Евангелия от Луки.

Нечаянный гость

В начале 14 главы (ст.1-6) Лука показывает нам столкновение двух миров: мира благодати, мира Иисуса Христа, и мира религии, мира фарисеев.

Иисус, придя к фарисейскому начальнику, встречает за столом неожиданного гостя. У больного водянкой просто не было шансов оказаться ни в храме, ни, тем более, за столом фарисеев, по причине своей церемониальной нечистоты. И он не мог получить помощи в субботу: нельзя было работать, а значит, и подойти к этому человеку. Причина, по которой он оказался здесь, очевидна: фарисеи пожелали уловить и искусить Иисуса, посмотрев, будет ли Он что-то делать в субботу.

Мы видим из текста, что религия ничего не смогла предложить этому несчастному человеку, но Иисус принес ему исцеление. Если с больным водянкой проблема была очевидна, то фарисеи не осознавали своей собственной нужды, нужды в исцелении гордых сердец. У них не было сострадания к больному. Они легко судили других за нарушение субботы, жестко требуя соблюдения форм и ритуалов, но, когда дело касалось их самих, быстро находили себе оправдание.

Фарисеи любили только себя, а не других или Бога. И это подтверждалось тем, как они трапезничали.

Привычный застольный этикет

Иисус, когда был за столом в доме у фарисея, рассказал гостям притчу (Лук.14:7-10). Гостями же были «законники и фарисеи». Хозяин дома пригласил за стол людей, подобных себе. Но такая практика процветала не только в тогдашней еврейской культуре.

Центральным элементом политической стабильности Римской Империи была этика взаимности, система подарков и обязательств, которая связывала каждого человека, от императора в Риме до ребенка в самой отдаленной провинции, в сложную сеть социальных отношений… Ожидание взаимности естественно распространялись и на обеденный стол[1].

Давать пишу бедным приветствовалось. Но только не через парадный вход. Ты никогда их не приглашал к своему столу, чтобы не повредить своей репутации в глазах общества. Люди старалась кушать с людьми своего социального класса.[2]

Когда Господь Иисус вошел в дом фарисея, Он, вероятно, обратил внимание на то, как гости совершали маневры. Они стремились занять самые почетные места. Даже за столом религиозные люди были движимы своей гордыней. Они постоянно боролись за свой статус и свое положение (ст.7).

Неожиданный принцип Божьего Царства

Пересаживание на более почетные места, как мы читаем выше, было привычным делом. Социальный статус и общественное положение диктовали, где должен был сидеть гость.

Приглашение на пир людей своего круга, как и сейчас, тогда тоже было нормой. Тем неожиданней звучат слова Иисуса, обращенные к хозяину дома:

«Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, И блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» Лук.12-14

Господь предлагает совсем другой подход к организации трапезы, которая наполнена больше этикой благодати, нежели правилами взаимности и паритета. Он, в сущности, создает альтернативное общество внутри самолюбивой и взаимовыгодной системы отношений Римской Империи. Поведение, к которому призывает здесь Иисус, разрушает стену между богатыми и бедными, своими и чужими.

Христос не воспрещает дружеские и родственные отношения к равным по состоянию, выражающиеся в гостеприимстве и угощении. Но Он предупреждает, что за добрые дела по отношению к тем, кто не останется в долгу, награда получается здесь, на земле, и потому рассчитывать за такие добрые дела на награду в будущей жизни нельзя.

В Божьем Царстве все, кажется, поставлено с ног на голову. В нем происходим разворот на 180 градусов всех наших статусов. По сути, Лука говорит своим читателям – «посмотрите, у Бога совсем другие ценности и приоритеты. Когда Бог будет все ставить на место - берегитесь, чтобы не оказаться в самом низу.»

Поскольку совместное принятие пищи является «чутким барометром» социальных отношений, то, когда Иисус подрывает обычную практику приема пищи, связанную с рассадкой и приглашениями, то это намного больше, чем просто совет своим собеседникам за столом. Он отвергает привычную культуру древнего Средиземноморья, опрокидывая его социальную конструкцию отношений и заменяя ее совсем другой альтернативой. Она точно показалась его слушателям возмутительной и вызывающей. Но именно эта альтернатива отражает культуру и принципы Царства Божьего.

Невероятное приглашение к Божьему столу

В Луки 14:15-24 есть невысказанный вопрос - Кто будет в Царстве Божьем? С кем Бог разделит свою вечную трапезу?

Фарисеи уверенно отвечали, что это люди, подобные им самим: добрые иудеи, которые хранят Закон Моисея, соблюдают все необходимые традиции, не калеки, не бедняки, не больны, хранят себя в церемониальной чистоте. И если спросить их, кого там не будет, то они также уверенно ответили бы - язычников, аморальных, жадных, нечестивых грешников, мытарей и блудниц, другими словами, отбросов общества там точно не будет. Но через эту притчу Иисус обнажает их самоправедность и нужду в покаянии.

В стихе 16-ом человек, который приготовил большой ужин – это Бог, Который приглашает нас на Свой торжественный пир. Он приглашал весь еврейский народ посредством ветхозаветного закона и пророков вступить в уготованное для человечества Царство, а затем, когда Царство это приблизилось, вновь послал повторить приглашение и притом послал Самого Мессию.

Мысль Иисуса весьма понятна. Долгожданный мессианский пир приближается (см.Лук.5:34). Но приглашенные отказываются прийти и оскорбляют хозяина, то есть Бога. Поэтому Его приглашение направляется к изгоям Израиля и даже дальше - к язычникам. К тем, кто находится на дорогах и у изгородей, кто, кажется, совсем недостоин такого приглашения (ст.23). И эти люди, скорее всего, пожелают прийти, потому что они едва ли могли поверить, что их пригласят. Заключительная фраза в этой притче - «мой ужин» (ст.24). И это звучит уже очень личностно: Иисус зовет на Свой званный пир.

Когда мы читаем этот отрывок, то мы снова можем увидеть богатство и щедрость Божьей благодати. Это мы нищие, увечные, хромые, слепые, которые получили такое милостивое приглашение на великий Божий пир. Потому что мы были:

•    духовно нищи - нам нечего было предложить Богу ради нашего спасения;

•    духовно увечными - мы стали бессильными по причине наших грехов внутри и снаружи;

•    духовно слепыми - не способными увидеть истину об Иисусе;

•    духовно хромыми - не способными прийти к Богу самостоятельно.

Господь же по своей великой милости через Иисуса Христа повторяет нам приглашение на пир снова и снова.

Совершать миссию через трапезу

Читая 14 главу Евангелия от Луки, мы видим, что и в наше время ничего принципиально не изменилось. Мы предпочитаем принимать пишу с теми, кто нам нравится и похож на нас, или кто даст нам какие-то преимущества. Мы, как и фарисеи, пригласившие Христа за стол, суетимся и стремимся занять лучшие места.

Но важно помнить, что наша трапеза может быть видимым выражением состояния нашего сердца. Если наши сердца заражены страстью к статусу, положению или человеческому одобрению, то это непременно отразится и на нашем обеденном этикете. Задайте себе пару вопросов: кого вы приглашаете на ужин и как вы обслуживаете своих гостей? Чего вы надеетесь достичь? Каково убранство вашего дома? Выражает ли все это видение Царства Божьего?

Иисус призывает нас последовать за Ним в Его служении этому погибающему миру.

Он приглашает грешников и ест вместе с ними, прямо как Бог сделает это во время вечного пира. Он призывает к смирению самоправедных, самодовольных и самонадеянных, но приветствует смиренных и отверженных, которые принимают и веруют в Иисуса.

Нельзя переоценить значимость стихов с 7 по 11. Лука как бы говорит нам - Удостоверьтесь, что вы смиренны, потому что в один прекрасный день только смиренные будут превознесены. Убедитесь, что вы с отверженными и забытыми, потому что однажды чужие и далекие нам станут своими Богу. В Евангелии от Луки отношение к бедным является критерием подлинного ученичества, подлинного христианства.

И нам не стоит смущаться своего отожествления с отверженными, бедными и гонимыми перед лицом общества. Божье Царство грядет! И там совсем другие ценности и приоритеты.




[1] Joel E. Green, The Gospel of Luke, New International Commentary on the New Testament (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1997), 550.

[2] S. Scott Bartchy, “Table Fellowship,” Dictionary of Jesus and the Gospels, eds. Joel B. Green and Scot McKnight (Downers Grove, IL, InterVarsity Press, 1992), 796.



Как почитать все тщетой

18.04.2024 / Джон Пайпер

Читая слова Павла из послания Филиппийцам: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего», каждый из нас наверняка задумывался, что же именно имел в виду Павел. Почему нам важно не просто понимать смысл этой фразы, но и видеть ее практическое применение в нашей повседневной жизни? Именно об этом рассуждает Джон Пайпер.

«Если еще хоть один человек процитирует мне Римлянам 8:28, я ударю его по лицу!»

Я чуть не подавился печеньем, которое эта пожилая сестра принесла на занятия по изучению Библии. Это были сильные слова от такой милой женщины. Она рассказывала о том, как много лет назад потеряла своего сына, которому было 30 лет. Доброжелатели заверили ее, что Бог все контролирует, и смерть сына была частью Его плана.

Похоже, что сегодня «верный мужчина» — это вид, которому угрожает вымирание. В нашем помешанном на сексуальности и запутавшемся обществе всё сложнее встретить женатого мужчину, который поистине верен своей избраннице телом, сердцем и разумом. Возможно, ещё реже встречаются неженатые мужчины, которые намереваются хранить такую верность будущей жене. Но во Христе каждый из нас призван быть верным мужчиной, хотя мир ожидает от нас и побуждает нас к гораздо меньшему.