Диакония в поместной церкви

Диакония в поместной церкви

Введение

Господь любит Церковь и поэтому поставил в ней не только пастырей, но и особенных одаренных людей, называемых «диаконами». Их служение очень важно: они скрепляют церковь своей заботой о каждом. Они никого не забывают и всем помогают.


Греческое слово «диакон» (διάκονος) означает просто «слуга». Диаконство – это служение заботы о людях. Оно освобождает пасторов для духовного труда в общине. Оно делает все, чтобы каждый человек был обеспечен необходимым как духовно, так и физически. Когда есть хорошие диаконы – вся община радуется.

Это служение возвысил сам Господь Иисус. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы ПОСЛУЖИТЬ и отдать душу Свою для искупления многих” (Матфея 20:28). В свой последний пасхальный ужин Он становится «диаконом» среди учеников: надевает фартук, встает на колени и омывает каждому из них ноги.

Посмотрите, как рассказывает о диаконах книга Деяний Апостолов 6:1-7:

1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу;
4 А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 Их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.

Прочитав этот текст, мы можем сделать такие выводы:


    1. Диаконы призваны заботиться о физических нуждах церкви. Можно сказать, что эти нужды второстепенные, но если не заниматься заботой о людях, эти проблемы вырастут настолько, что парализуют всю общину.

    2. Мы наблюдаем целую команду диаконов и не только их, ведь кроме семи избранных в заботу о нуждающихся должны были включиться многие другие члены церкви. И эту большую команду нужно было организовать и вести в правильном направлении, чтобы община функционировала гармонично, как часы: чтобы все были обогреты, накормлены, больные подкреплены, многодетные имели теплые дома.
    Конечно, диаконам необходима мудрость Божия! Им нужно распределять не только материальные ресурсы, но и руководить живыми, человеческими ресурсами церкви для ее благополучия.

В некоторых общинах бывает так, что пастор оказывается на грани срыва, потому что вынужден день за днем заниматься материальными вопросами церкви. А это значит, что на кафедре будет пусто. Нет, там, конечно, будет стоять проповедник, но этот изможденный человек вряд ли сможет хорошо подготовить и передать учение или сделать качественное толкование Писания и духовно обогатить себя и слушающих.

Такие обстоятельства опасны. Они ставят церковь под угрозу утраты главного смысла ее существования — проповеди Евангелия миру.
И тут встают диаконы.
Они подставляют плечи.
Они берут груз на себя!

Теперь уже не только пресвитеры выслушивают проблемы людей, но и диаконы. Люди могут обратиться к ним с нуждой и получить помощь. Диаконы будут следить, чтобы церковь не испытывала огорчений, и в нашей общине продолжался вечный евангельский праздник!
Поэтому христианам нужно уважать и благословлять диаконов. Помогать им, поддерживать их руки – и брать с них пример любви и служения.

1. Как распознать диакона

Человек, подходящий для такого служения, конечно, должен избираться из членов церкви, быть изведанным, как говорит Писание, исполненным Духа и мудрости. Давайте рассмотрим эти качества поподробнее.


1. Изведанный

Это значит уважаемый человек. Он своей благочестивой жизнью приобрел в обществе высокую репутацию. Об этом говорят и его поведение, и слова. Люди знают его хорошо и признают, что он – настоящий слуга. Такой человек и без всякого статуса любит послужить от сердца.


Первые диаконы в истории церкви были совсем новыми христианами. Но их преобразил Дух Святой – и они без всякого принуждения, сами добровольно служили людям, кто чем может.
Диакон – не тот, кто громче всех жалуется на недостатки общины, требует к себе внимания. Наоборот! Он скрепляет общину, делает ее более дружной. Это своего рода амортизатор ударов и утешитель раздраженных.

Исторически вышло так, что в диаконах стали нуждаться, когда в церкви возникло недовольство. Бедные греческие вдовы посчитали, что им достается меньше помощи, чем остальным. И они были до того расстроены этим, что стали сеять разобщение все шире и шире. Тогда и были избраны диаконы с высокой миссией — убрать причину горечи среди людей и сохранить церковь от разделения. Это были добрые и смиренные братья, готовые взяться за откровенно трудную задачу, не ищущие себе славы, аплодисментов и одобрения.

И тут хочется дать совет современному пресвитеру: нельзя допустить, чтобы человек, недовольный церковью, служил в качестве диакона.

2. Исполненный Духа

Это значит живущий под контролем Духа Святого, а не своей плоти. Он послушен Богу, а не своим греховным желаниям. Такой человек любит и ценит Слово Божье, через которое Дух Божий направляет его в жизни. Это верный и честный христианин.


Поэтому среди диаконов церкви не должно быть людей мелочных, охваченных «собственничеством» (все церковное - мое собственное), жадным. Ведь такой человек своими делами доказывает, что любит не живых людей, а вещи, деньги и контроль над всем этим.

Но посмотрите, кого избрали христиане из Иерусалима: мужчин, которые жаждали сделать все, чтобы поддержать служителей Слова и окружить вниманием всех членов церкви. Служить диаконом в церкви может тот, кто лучше всех умеет поддерживать других.
В нем нужно увидеть дар ободрения, дар щедрости, дисциплины и порядка. Чтобы диаконское служение охватывало все больше людей. Чтобы вся община получала через него благословение.

3. Исполненный мудрости

После всего сказанного выше, неудивительно, что диакон будет полон мудрости Божьей. Такая мудрость рождается от страха Божьего – и этот человек действительно боится Бога. Он мудр и знает как ходить перед Богом – и как мудро обращаться с человеком. Он умеет применять в своей жизни принципы Библии. Он день за днем стремится жить по Писанию, он ищет мудрости у Христа.


Более того, диакону придется много думать уже не столько о себе, сколько о других людях. На него лягут заботы о четкой организации процессов: сбор и распределение финансов церкви, помощь нуждающимся, уход за зданием, обеспечение всех видов служения материалами, построение финансовой и материальной стратегии церкви на годы вперед, и самое непростое – руководство командами христиан, занимающимися разными служениями в общине.

Должен сказать, что иногда и пресвитеры вовлекаются в "диаконство" и помогают общине делом. Но, конечно, для этого служения нужны отдельные люди, особые «подразделения практического труда», потому что на их диаконских плечах лежит следующее:

    1. Забота о физических нуждах церкви: организация необходимого труда, привлечение людей в церкви к различным видам служений.

    2. Забота об отдельных людях: о членах церкви и даже о внешних. Это касается и физического благополучия, и духовного.

    3. Назидание и объединение церкви: защита от разобщения людей из-за физических нужд.

Делая все это, диаконы поддерживают служение пресвитеров, объединяют Тело Христово и заботятся о нуждающихся. Это наши вдохновители, миротворцы и слуги. И более того, это самые настоящие благовестники! Напомню слова Библии о результатах появления диаконов: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деяния 6:7).


Дитрих Бонхёффер говорил: «Церкви нужны не блестящие личности, а преданные служители, посвященные Иисусу и братству».
Хорошее управление церковью разделяет обязанности на духовные и административные. Благодаря этому мудрому подходу Бог благословил иерусалимскую церковь. Каждый занял свое место согласно призванию и дарованию:

  • пасторы-служители заботились о духовном (молитва, проповедь и ее подготовка, встречи с людьми и т.д.),
  • дьяконы-служители заботились обо всех остальных многочисленных потребностях церкви.

Поделюсь еще наблюдением о широте и долготе интересов диакона.

В церкви, как в огороде моей любимой тещи, есть много “грядок”: это разные сферы, где требуется отдельная проработка (юридические вопросы, финансы, медиа, техническое обеспечение собраний, большие мероприятия, повседневное попечение о людях). Так вот, хороший диакон будет не просто делать то, что срочно и важно, только бы какая-то отдельная “грядка” не заглохла от сорняка или не засохла без воды. Нет! Он будет всегда видеть перед собой ВЕСЬ “ОГОРОД” и его дальнее будущее — и решать вопросы, имеющие значение в долгосрочной перспективе.

Я бы назвал это глобальным мышлением, хотя действия его локальны.
Диаконы и пресвитеры отличаются тем, что они думают обо всей церкви в целом, обо всем “огороде”, при этом занимаясь в данный момент какой-то одной “грядкой”.

Есть такая русская поговорка: «Моя хата с краю, ничего не знаю». То есть меня не волнует что-то помимо своих дел. Это не про диакона: его волнует в церкви все. Даже если он отвечает, например, только за технические вопросы воскресного собрания. Его будет волновать «весь огород», вся церковь: как связаны технические вопросы собрания с финансами церкви, с нуждами людей в других служениях.
Диаконство – это умение мыслить широко и смотреть вперед.

Нужно признать, что не каждый мужчина-христианин может стать диаконом. И это нормально: не каждый обладает административными или хозяйственными способностями. Бог распределяет духовные дары как Ему угодно, для пользы общины. И не должны все братья во Христе становиться диаконами, ведь есть много других евангельских служений.


Духовный дар — это не моя врожденная способность к чему-то. Например, я с рождения хорошо пою и умею организовать людей, а мой друг имеет золотые руки и может все починить. Но когда Господь возродил меня Духом Святым, я получил то, чего раньше не имел — духовные дары для служения в церкви: стал проповедником и потом пастором-учителем.

Каждый верующий получает определенные духовные дары в момент спасения. Они могут быть самыми разными, но все они драгоценны и очень нужны общине (1 Петра 4:10-11).
В Римлянам 12:7-8 упоминаются дары, которые точно связаны с диаконией:

  • Служение — божественная способность помогать людям в практических делах.
  • Увещание — божественная способность призывать других к действиям по Слову Божьему, объяснять, как сделать что-то.
  • Управление — божественная способность организовывать различные служения для славы Божьей.

Но есть еще один важный аспект помимо даров. Как показывает Божие Слово и доказывает практика, хорошие способности еще не делают мужчину диаконом. Нужен характер.
Из 20 качеств служителя, приведенных в Пасторских посланиях (Тимофею и Титу), практически все относятся к качествам характера, и только одно упоминает об одаренности – способности учить людей. И то оно больше связано с пасторским служением.

Наблюдая за жизнью, я сегодня совершенно убежден: именно характер человека определяет, может ли он быть диаконом, даже при его выдающихся способностях.

Итак, как распознать диакона?

Благочестивый мужчина, которому интересна практическая забота о церкви.

Он старается кому-то что-то принести, унести, организовать, довезти. Проявляет инициативу и спрашивает, чем помочь. Замечает какую-то нужду общины и предлагает решение или улучшение, а зачастую просто оказывается именно там, где нужна помощь. Это может быть человек, который любит напрячь голову: генерирует идеи, продумывает их воплощение, прорабатывает стратегии. Все это признаки человека склонного к диаконии.

Конечно, такой мужчина с золотым характером не появится сам по себе. По грешной своей природе, мужчина больше склонен к эгоизму, пассивности, лени. Хорошего диакона нужно взращивать с особым вниманием и приложением усилий.
Поэтому я сейчас расскажу, что и как должно произойти, чтобы сформировался такой крепкий мужчина с сердцем служителя.

Как вырастить диакона


Это целый процесс, и я опишу его этапы. Можно сказать, что перед вами «дорожная карта» растущего диакона.


1.Возрождение


Я бы добавил: «подлинное возрождение». С этого начинается все хорошее. Любой служитель церкви когда-то должен был обратиться к Богу с покаянием. Это самое первое и важное требование к любому, кто будет каким-либо лидером в церкви.

Что такое возрождение и как убедиться в нем — это первые главные вопросы, на которые мы должны иметь четкий и здравый ответ из Писания. Вот, к примеру, как это принято понимать у нас в баптистском братстве:

- О спасении человека

Мы верим, что спасение грешника происходит, благодаря посредничеству Иисуса Христа, Сына Божьего. Вера в Господа Иисуса Христа – единственное условие спасения. Покаяние – это мое обращение к Господу, признание вины, исповедание грехов, изменение мировоззрения и жизненных целей. Все это происходит под воздействием Святого Духа. Покаяние является неотделимой частью спасительной веры. Тексты Писания: Римлянам 3:24-25, 1 Петра 2:24.


- О благодати и возрождении

Мы веруем, что грешник может спастись только получив возрождение (рождение свыше). Возрожденный человек – это новое творение в Иисусе Христе.
Мы веруем, что возрождение происходит мгновенно и не является процессом; при этом человек, мертвый по грехам, становится обладателем божественной природы и получает жизнь вечную – бесплатный дар Божий.

Это приводит его к добровольному послушанию Евангелию. Следствием возрождения является проявление святых плодов покаяния, веры и обновленной жизни. Тексты Писания: 1 Иоанна 5:1, 2 Петра 1:4, Римлянам 6:23, Ефесянам 2:10.

Каждый служитель церкви должен лично свидетельствовать, как он обрел вечную жизнь. Это его история о том, как он встретился с Богом, покаялся и каким стал после этого. Такое свидетельство поможет ему самому и людям вокруг помнить о благодати Бога и греховности человека. А неверующих оно может побудить прийти ко Христу.

2. Освящение, приобретение характера Христа

Это следующий этап возрастания служителя. Тот, кто рожден свыше, встает на дорожку духовного роста. Такой человек постепенно начинает преображаться во Христа. Я могу привести три важных обычая Христа, которые нужно перенять любому христианину еще с первых дней следования за Господом. Они как раз и содействуют освящению.

Первый обычай – уединение.

    1. Готовясь выйти на открытое публичное служение, Христос проводит в пустынном одиночестве сорок дней (Матфея 4:1-11).

    2. Перед избранием 12 учеников, Он проводит ночь в молитве на холмах один (Луки 6:12-13).

Второй обычай – молитва.

    1. Иисус мог молиться днем и ночью, наедине и публично. Даже сильный стресс и ужас от надвигающейся смертной казни не парализовал его молитву – Он общался и общался с Отцом в том ночном саду, пока его не прервала толпа палачей (Матфея 26:36-46).
    2. Одна из самых знаменитых молитв - Первосвященническая - прозвучала в присутствии учеников и выражала прошения о них (Иоанна 17). В ней еще и наставления учеников, и их ободрение.

Мы находим Христа регулярно уединяющимся для молитвы и общения с Богом Отцом. Он дорожил этим и любил рано подниматься для молитвы.

Третий обычай – наполнение себя Словом Божьим

    1. В доме, где рос Иисус, не могло быть полной копии Ветхого Завета. Но все его части - Тора, Пророки и Писания, - регулярно читались в синагоге. Люди их повторяли и пели по домам. 2. Мы знаем, что Иисус имел совершенное знание Писаний.
    3. Иисус отражает все искушения диавола, одно за другим, пользуясь исключительно истинами Библии (Матфея 4:4, 7, 10).

    Евангелие от Матфея подчеркивает, что Иисус последовательно исполняет одно за другим ветхозаветние пророчества о Мессии. Иисус их хорошо знал и, конечно, исполнял (Матфея 4:12-16; 8:17).

    4. Фарисеи и саддукеи, специалисты по священным текстам, были поражены умению Иисуса цитировать и толковать слова из Ветхого Завета (Матфея 12:1-5). Иисус даже аргументированно порицал их за незнание Писаний! (Матфея 22:29-46).
    Есть пять главных путей, по которым Слово Божие проникает в нас и наполняет разум: слышание, чтение, изучение, запоминание и размышление.

3. Наставничество, ассистентство

Следующий шаг — наставлять будущего служителя. Здесь нужно закатать рукава пресвитерам и другим лидерам в церкви.

Первый кандидат для наставничества — брат, имеющий некоторый успех в служении, ответственный и верный. Это потенциальный диакон. Найдя такого среди своей общины, вы можете радоваться, как молодой отец: «Вот человек, которого я буду растить!». Вы можете отложить какое-то другое дело, но это откладывать нельзя.

Опытный пастырь или диакон замечает такого брата и приглашает в качестве своего помощника в служении. Так создается хорошая возможность строить отношения, подправлять его мышление, помогать ему быть плодоносным в церковных делах.

Не нужно никуда спешить: желательно, чтобы в таком режиме «помощника в служении» человек провел хотя бы год (один сезон с сентября по май). В итоге будет понятно, стоит ли включать брата в команду диаконов или лучше оставить его еще в роли помощника.

Некоторые мужчины так и остаются на этом уровне, им этого достаточно. Но другие со временем проявляют способности, и старейшинам церкви нужно создать условия для их следующего этапа развития.

4. Служение в команде диаконов. Небольшая ответственность

В каждой церкви должно быть как минимум два диакона. Двое – уже команда, это очень важно. Они прозрачны и подотчетны друг другу. Они могут вместе считать финансы, вместе планировать, заменять друг друга в случае отсутствия.


Каждый новый сезон действующая команда диаконов собирается на совещание и рассматривает новых кандидатов: каких мужчин можно пригласить помощниками в свой круг. Это не значит, что они обязательно станут диаконами. Но это значит, что для них открывается хорошая возможность практиковаться в служении, получить свою долю ответственности и заниматься настоящим делом под наблюдением опытных братьев.

Какие еще есть плюсы в таком вовлечении новых мужчин? Они естественным образом перенимают ключевые ценности диаконства, наблюдают, как принимаются решения, почему диаконы делают то, а не другое.

В этот период действующим служителям важно быть внимательными, чтобы рассмотреть, способен ли новый брат стабильно и самостоятельно нести ответственность, имеет ли потенциал к диаконству. Достаточно одного-двух лет служения в команде диаконов, чтобы определить, стоит ли человеку становиться диаконом, имеет ли он сам такое желание, и что думает об этом его семья.

5. Интернатура

Если человека признают подходящим, то ему предлагают испытательный срок перед выходом на служение. Для этого сначала принимают решение диаконы, а потом кандидат проходит собеседование с пресвитерами церкви.

Мы называем это «интернатурой». Примерно полгода-год человек погружается во внутренние процессы церкви и обучается на практике. Теперь вся община видит его и может оценить служение брата. По итогам интернатуры церковь решает вопрос о его рукоположении.

6.Рукоположение

Рукоположение – это признание общиной, что брат призван Богом на определенное ответственное служение. Это праздник для всех членов церкви и публичное благословение брата на бессрочный труд диакона.

3. Какой диакон нужен здоровой церкви

Я уже кратко описал три основных качества диакона. А теперь хочу рассказать о его свойствах немного подробней. Каждой церкви нужны диаконы, описанные в Деяниях 6:1-7, 1 Тим. 3, Титу 1.


Итак, диакон должен быть:

<исполнен Духа Святого;

  • исполнен мудростью;
  • избран собранием, т.е. люди полностью доверяют ему;
  • берущим на себя ответственность за конкретные нужды в церкви, добровольно и прилежно;
  • уважаемым, искренним, не увлекающимся алкоголем и разными веществами;
  • с чистой совестью;
  • в браке с женой;
  • хорошим управляющим своей семьей, мудрым руководителем для жены и детей.

К этому можно добавить такие пояснения:


Он любит церковь

Диакон, во-первых, хорошо понимает, что такое церковь, и, во-вторых, любит ее. Это значит, у него здравая экклесиология. В чем суть церкви, какова ее роль в замысле Божьем, какие перед ней поставлены цели — он видит эту большую картину, и она вдохновляет его.


Такой диакон будет и посвящен, и эффективен. Он будет знать, что самое ценное, и чем действительно стоит заниматься в первую очередь. Кто любит церковь, тот становится лучшим диаконом.

Он вникает в нужды людей

Любить церковь – это значит любить ее членов, каждого верующего. Это означает вникать в жизнь людей, молиться о них, знать их нужды. Это когда диакон решает административные вопросы, не используя людей для своих дел. Он сам служит верующим.


Церкви нужны диаконы, которые помогают людям духовно расти и занимать нужную роль в общине для обеспечения ее нужд.

Он способен наставлять и корректировать

Чем больше диакон узнает верующих, тем больше он видит, в чем им нужна помощь. Церкви нужен диакон, который не ждет приглашения, а сам видит недостатки, проблемы и идет туда. Его служение чаще всего связано с нуждами административными, финансовыми, техническими. Но все это тесно граничит с духовным здоровьем людей.

Неверное отношение к деньгам, ложное восприятие церкви, конфликты между братьями и сестрами, нечеткая дисциплина — все эти вопросы побуждают диакона прийти к людям и наставлять, объяснять Божие Слово, показывать, как правильно строится жизнь.

Он амортизирует

Церкви нужен терпеливый диакон. Такой, который умеет сносить претензии и критику собратьев. Который не боится слышать мнение людей. Это человек, способный вносить мир в разгоряченные отношения. Любит постоянно возвращать внимание людей к Богу, чтобы они сменили ропот на благодарность, обвинения на заступничество. Это требует от диакона большого смирения.


Он правильно понимает свою значимость

Церкви нужен диакон, который не конкурирует, а служит. Он не старается быть кем-то или быть главным. Не соперничает с пасторами. Он ценит данную Богом роль диакона и не считает себя второсортным или ущербным. Он не связывает свое достоинство со статусом, т.к. твердо стоит на Евангельском принципе: «Я прежде всего Божий сын, и что может быть лучше этого!». Это помогает ему спокойно и долго служить церкви.


4. Диаконство, которое понимают неверно

Поделившись с вами взглядом Писания на служение диаконии, я теперь хочу привести ошибочные взгляды, которые находил в наших церквях. И вам уже будет хорошо видно, в чем их неверность и даже опасность.


Диакон – серый кардинал церкви

Я слышал в мире такую поговорку: «У кого кошелёк, тот и главный». Поэтому пасторы, бывает, держат в руках все финансы церкви. Но в Теле Христовом так не должно быть.


В здравой церкви финансы собирают и считают диаконы. Они же распределяют их для дел и нужд церкви. На членских собраниях они регулярно дают отчет до последней копейки. Но это совершенно не означает, что диаконы руководят общиной и за ними последнее слово по финансовым вопросам.

Финансы и материальные ресурсы церкви — это тоже сфера духовного руководства, сфера пасторства. Деньги и оборудование даны церкви ни для чего другого, как для вложения в два направления: духовное развитие членов церкви и их благовестие миру. Это ключевые ценности, и пасторы определяют, что именно в эту сторону должны тратиться средства.

Но иногда диаконы превращаются в директоров, которые определяют, чем будет заниматься церковь, а чем не будет. И вместо того, чтобы помогать церкви духовно расти или благовествовать, диаконы ведут себя как руководители бизнеса, у которых нужно спросить разрешения. Они довлеют над людьми, манипулируют ими, превращаются в серых кардиналов – и, не думая о предназначении церкви, тормозят ее развитие.

Наши диаконы лучше меня знают движение средств нашей общины и иногда говорят, что на какие-то проекты у нас пока нет средств. Но вместо того, чтобы запрещать, отказывать и тормозить инициативы, потому что нет денег и людей, мудрые диаконы движутся верой: взывают к Богу о помощи, ищут возможности, разрабатывают стратегии приумножения ресурсов, обсуждают с церковью, как достичь Божиих целей.

Диакон-молчун

Это, я бы сказал, другая крайность: диакон, который вечно в роли младшего брата. Традиционно, в наших церквях весь авторитет отдается пресвитерам, а диаконы воспринимаются, как их помощники. Хотя библейски это не так: и пресвитеры, и диаконы — это одна крепкая команда сотрудников.


Видел я в общинах и диаконов-фаталистов, кредо которых: «Человек я маленький, скажут – сделаю». Они сами стараются ничего особо не предлагать, молча ждут, когда им укажут, что нужно. Как подмастерья на подхвате. Возможно, они хорошие исполнители, но диаконское служение так не выглядит. Ведь диакон – это лидер, который переживает обо всей общине. Он ищет возможности ее развития, болеет за людей, инициативен, потому что любит церковь.

Диакон транзитом

Еще одна ошибка: считать, что диаконство – ступень на пути к пасторству. Я называю это «диакон-временщик». Он в этом служении находится как бы транзитом. Оно ему нужно, чтобы добиться внимания и перейти на “более высокий уровень”.


Эта ошибка даже вошла в традицию наших церквей: прежде чем рукоположить на пасторское служение, брата сначала рукополагают на диаконское. Не знаю, может так делали для смирения, испытания брата в практическом труде. Но результат был нехорошим – диаконское служение перестало восприниматься как важное и стоящее.

Диаконство и пасторство – это не карьерные ступени, а два совершенно самостоятельных служения, разные сферы одаренности и призвания на всю жизнь.

5.Ответы на вопросы

Если один из членов церкви не жертвует, как диакону правильно обсудить с ним этот вопрос?

Сразу скажу, что жертвенность – это дело тайное и личное. Чтобы понять, что у человека трудности с этим вопросом, в наших церквях заведен обычай давать пожертвования в подписанных конвертах. Тогда диаконы могут проверить, где и у кого с этим возникли трудности, и приходить на помощь таким людям.


Помогать в этой сфере нужно, т.к. это часть личного поклонения Богу. И в ней должен быть такой же порядок, как и в других сферах.
Итак, если диаконы заметили, что кто-то из членов церкви не жертвует на дело Божье, они могут поступить так:

  • Никому не говоря за пределами своей команды (может, только пресвитерам), они направляют человеку личное письмо или встречаются с ним для участливого разговора. Главная цель – уточнить, все ли в порядке в жизни и финансовой сфере человека, какие он на самом деле дает пожертвования (может, мы чего-то не знаем). А если он признает, что нестабилен в этом вопросе, то его спрашивают, какая помощь нужна и в чем.
  • Далее диаконы размышляют о следующих шагах. Всегда смотрят по ситуации: бывает, одной беседы достаточно. А бывает, нужно серьезно вникать и системно помогать. Стоит спросить человека, есть ли у него долги, насколько они велики. Иногда в критической ситуации наши диаконы помогают человеку структурировать его финансы, составить реальный план выплаты долгов и достижения финансовой стабильности: вместе садятся считать доходы и расходы, показывают личный пример отношения к деньгам, предлагают человеку подотчетность на определенный срок.
  • Если человек стабильно не жертвует, но при этом работает и получает зарплату, то диаконы могут заключить, что у него духовные проблемы или человек неверно понимает смысл жертвенности. Тогда с ним встречаются, чтобы показать Божий замысел о финансах, разъяснить, что отношение к деньгам выявляет внутренние ценности и серьезность поклонения Богу.

Все это делается лично, без огласки, чтобы максимально сохранить репутацию и доброе имя человека.

Как диакону научить человека мудро планировать семейный бюджет?

Бывает, человеку не хватает дисциплины в распоряжении деньгами, и от этого страдает его личная жизнь и семья. Диаконы могут предложить ему одну или несколько встреч, чтобы научить основным принципам обращения с финансами:

  • Расход не должен превышать доход. Чтобы денег хватало нужно или увеличить доход, или уменьшить расход. В обоих случаях нужно разработать простую стратегию.
  • Поклонение Богу в пожертвовании не должно зависеть от доходов и расходов: средства дисциплинированно откладываются сразу при получении зарплаты – и передаются в церковь. Нужно молиться, чтобы Господь дал мудрость распорядиться оставшимися деньгами для пользы семьи и на добрые, важные дела.
  • Потребительские кредиты – зло и даже грех, потому что это недоверие Богу. Господь даёт всё необходимое для жизни и благочестия. Айфон или телевизор – это не необходимое, а наши похоти.
  • Важно не входить в долги. Если они уже есть, то нужно иметь четкую стратегию их выплаты.

Хорошо, когда у диаконов есть под рукой список ресурсов по этой теме: книги, семинары, онлайн-курсы, ссылки на проповеди. Это можно предложить человеку для самостоятельного обучения.

Еще совет: два раза в год учить церковь отношению к деньгам. Для этого можно проводить специальные семинары или беседы на малой группе.


Как диаконы могут помочь членам церкви перестать потребительски относиться к общине?

Многие из нас могут думать: у меня есть нужда, а в церкви есть средства. Пойду попрошу церковь о помощи.

Что можно на это сказать? Это вроде и неплохо, если церковь поддерживает нуждающихся. Но плохо, когда люди к этому привыкают и ждут помощи, как само собой разумеющееся.

У меня большая семья, и как-то раз мне очень хотелось просить общину о финансовой помощи: в аварии нам разбили машину. Нужна была достаточно крупная сумма и срочно. И я обратился к своим мудрым диаконам за помощью.

А они были действительно мудры и не спешили отвечать согласием. Прежде всего, попросили поискать возможность самостоятельно решить вопрос, да и сами предложили несколько вариантов, как можно найти средства. Я действительно смог все найти, и машина была скоро отремонтирована.

Братья помогли мне, хотя церковь не потеряла ни копейки. Самое ценное – они проявили искреннюю заботу о моей семье и не бросили меня в нужде. Мои диаконы помогли мне:

  • Стремиться самостоятельно решать вопросы и не обременять церковь, если это возможно.

  • Советами, как решить проблему. Ведь я был настолько взволнован произошедшим со мной, что сам не мог увидеть других вариантов.
  • Еще больше научиться любить церковь.

Какая важная эта роль – быть диаконом! Я убежден, что служение, исполняемое диаконами, очень ценно для церкви. Каким огромным благословением являются подобные братья для всех нас, когда они взращивают служителей из остальных братьев и сестер, уча их видеть свою роль в созидании всей церкви.



В статье использованы материалы из книги Марка Дэвера «Выражение Божьей славы. Основы структуры церкви. Диаконы, пресвитеры, конгрегационализм и членство в церкви».

Владислав Трескин

Бакалавр богословия. Пастор Русской Библейской церкви и руководитель Молодежного отдела РС ЕХБ. Вместе с женой Ларисой воспитывает пятерых детей: дочерей Еву и Эмилию и сыновей Льва, Иосифа и Ивана.

Контакты: